we-enter
18:05 / 12 Май 2012

Трагедия Superjet-100

Трагедия Superjet-100

Новейший российский самолет Sukhoi Superjet-100 девятого мая потерпел крушение во время второго демонстрационного полета в рамках ознакомительного тура по азиатским странам. На борту находились 45 человек. Предположительно, все они погибли.

we-enter

Новейший российский самолет Sukhoi Superjet-100 девятого мая потерпел крушение во время второго демонстрационного полета в рамках ознакомительного тура по азиатским странам. На борту находились 45 человек. Предположительно, все они погибли.

Пока Международный авиационный комитет и Объединенная авиастроительная корпорация выясняют обстоятельства трагедии, мировые бизнес-структуры оценивают, насколько сильно пострадал бренд SSJ от удара о твердую индонезийскую землю.

Sukhoi Superjet, российский ближнемагистральный самолет, созданный ЗАО «Гражданские самолеты Сухого» при участии более двух десятков других мировых авиастроительных корпораций с момента начала своего активного продвижения на рынок вызывал противоречивые эмоции у многих журналистов и экспертов.

Публичные оценки проекта колебались от «официального признания смерти отечественного авиастроения» до «первой ласточки грядущего возрождения отрасли». Причин для подобной критики было много – это и малая локализация производства (более 60% деталей самолета иностранного производства, в том числе такой жизненно важный компонент, как двигатель), и отсутствие у Авиационной холдинговой компании «Сухой» (АХК «Сухой») серьезного опыта проектирования самолетов гражданского назначения. Масла в огонь скептицизма подливает факт сотрудничества с западными корпорациями Boing, Thales, Honeywell.

Причину столь высокой интеграции с западными разработчиками двигателей и авионики (авиационной электроники) стоит искать в больших бизнес-планах АХК «Сухой». Согласно видению разработчиков самолета SSJ необходимо занять сразу две ниши – послужить отечественным преемником для стремительно устаревающих Як-42, Ту-134 и Ту-154 и одновременно ворваться на рынок малых ближнемагистральных перевозок, где ситуация гораздо более благоприятствует конкуренции, нежели застойная отрасль крупных гражданских самолетов. Таким образом, SSJ должен был с самого начала своего производства быть пригодным для эксплуатации на территории Европы и США, что выливается в необходимость прохождения достаточно строгих сертификационных испытаний. Особая сложность прохождения подобных тестов отечественными изделиями –  высокие требования к экологическим аспектам эксплуатации. А это всегда являлось слабым местом российских производителей. Исходя из анализа ситуации, руководство ГСС приняло достаточно логичное решение – максимально использовать уже сертифицированные компоненты в производстве самолета для максимально быстрого и беспроблемного получения нужных сертификатов, параллельно работая над последовательной локализацией производства.

Здравая оценка собственных возможностей, грамотно выстроенный маркетинг, привлечение международных авиационных предприятий громкий бренд «Сухой» привели к достаточно интересным результатам – до 9 мая 2012 года SSJ признавался как «весьма интересный проект». Желание поближе познакомиться с его возможностями высказали многие авиаперевозчики, что вылилось в примерно две сотни контрактов разной степени завершенности. Для увеличения данной цифры, равно как и для подталкивания сомневающихся к верному решению, и был организован демонстрационный тур по азиатским странам, в ходе которого SSJ-100 бортовой номер 97004 потерпел крушение.

SSJ – не первый самолет, который потерпел крушение при демонстрационном полете.

Нет нужды упоминать, что крушение во время демонстрационного полета, да еще и с представителями заказчика на борту – ужасное событие, потенциально способное перечеркнуть успехи бренда. Агентство Fitch уже прогнозирует спад заказов на SSJ при довольном слабом отрицательном воздействии на репутацию «Гражданских самолетов Сухого». В защиту SSJ играет невероятно сложная местность, где произошло падение – во многих изданиях район горы Салак называется не иначе, как «кладбище самолетов».       Отечественные летчики не раз попадали в переделки в азиатском небе. 12 декабря 1995 года у вьетнамской авиабазы Камрань врезались в гору три истребителя Су-27 пилотажной группы «Русские витязи». Четыре летчика погибли.

Однако SSJ – не первый самолет, который потерпел крушение при демонстрационном полете. В 1988 году на авиашоу во Франции Airbus A-320 потерпел аварию и рухнул на землю. На борту находились 136 человек. Трое погибли, 98 человек получили тяжелые ранения. Тем не менее, на 2011 год заказчикам поставлено почти 4,5 тысячи самолетов А-320 в различных вариантах, еще около двух тысяч законтрактовано.

С большой долей уверенности можно сказать, что судьба SSJ теперь зависит от убедительности грядущей маркетинговой и имиджевой политики «Гражданских самолетов Сухого». Им предстоит собрать все части головоломки воедино так, чтобы получилась удовлетворяющая рынок картинка. Да и в конце концов – не падает тот, кто не летает. 

Автор статьи: Фучко Михаил

we-enter