we-enter
15:04 / 9 Апрель 2014

Страсть к дороге

Страсть к дороге

История создания легендарных мотоциклов Harley Davidson

we-enter

Название Harley Davidson в умах людей давно уже перестало ассоциироваться только с продажей мотоциклов. Эта компания продает образ покорителя длинных шоссе и неизмеримых расстояний, образ человека, для которого нет рамок и ограничений. Свобода – вот основная маркетинговая ценность бренда Harley Davidson.

История американской компании по производству мотоциклов Harley-Davidson начинается в 1903 году, когда два юных друга детства Уильям С. Харли и Артур Дэвидсон создали первый велосипед с двигателем. Он который оказался полным провалом. Но друзья, к которым присоединился брат Артура, Уолтер Дэвидсон, не сдавались, и в 1904 году в сарае размером 3 на 5 метров, который стоял во дворе дома семьи Дэвидсонов, был создан прототип первого мотоцикла. Первым документированным появлением мотоцикла «Харли-Дэвидсон» стала гонка на State Fair Park, в которой тот пришел четвертым.

Уильям С. Харли и Артур Дэвидсон

Уильям С. Харли и Артур Дэвидсон
Создатели мотоциклов Harley-Davidson

В январе 1905 года в журнале Automobile and Cycle Trade Journal появилась первая маленькая реклама, сообщающая о том, что двигатели фирмы Harley-Davidson появились в свободной продаже. В апреле мотоциклы продавались уже целиком, но в очень ограниченных количествах. В том году первый дилер Harley-Davidson, Карл Лэнд из Чикаго продал три мотоцикла из дюжины собранных в сарае. Позже этот легендарный сарай был поставлен в центре уже настоящей фабрики, где он стоял много десятилетий как память о скромном происхождении культовой мотоциклетной компании.

Компания построила свою первую небольшую фабрику и стала постепенно увеличивать число выпускаемых мотоциклов. В 1906 году их было собрано 50, в 1907 – уже 150 штук.

В 1907 году был выпущен мотоцикл с в два раза более мощным двигателем под название V-Twin: в нем были использованы новые вакуумные клапана и ременная передача. В 1912 году Harley Davidson сделали свою первую коробку передач, а уже 1914 году появилась двухскоростная коробка передач.

Harley-Davidson_1000_cc_HT_1916

Harley-Davidson 1000 cc HT 1916 года выпуска

Во время Первой мировой войны «Харли-Дэвидсон» получили первый официальный военный заказ – 500 мотоциклов для армии Великобритании. В 1917 году в войну вступили Соединённые Штаты, и мотоциклы потребовались и армии США. Всего за время войны было заказано более 20 000 мотоциклов фирмы «Харли-Дэвидсон» для вооружения войск.

В 1920 году «Харли-Дэвидсон» стал крупнейшим производителем мотоциклов в мире. Их мотоциклы продавались в 67 странах.

После Первой мировой войны на смену одноцилиндровым мотоциклам пришла очень необычная модель – 19W Sport. Созданная явно по образцу британского «Дугласа», она обладала двухцилиндровым оппозитным нижнеклапанным двигателем (584 см3, 6 л. с), цилиндры которого располагались вдоль рамы. Модель выпускалась пять лет, но была гораздо более популярна не в США, а на внешних рынках. В отличие от V-Twin, клапана с боковым расположением (side-valves) были намного легче в обслуживании, что позволило модели конкурировать с изделиями Indian Motorcycle Company, главным соперником «Харли-Дэвидсон» в те годы. Но такие двигатели были крайне ненадежны, и от них отказались.

19W Sport

Harley Davidson 19W Sport

В 1936 году «Харли-Дэвидсон» создала революционно новый двигатель 640HV мощностью 40 л. с. и объемом 1000 см3. Среди мотолюбителей он получил название Knucklehead. Во время Второй мировой войны был выпущен новый двигатель горизонтального расположениям модели WLA объемом 730 см3. Он был предназначен для езды по бездорожью. Было выпущено 88 тысяч машин для армии США.

В 1948 году появился двигатель Penhead. Конструкторы модернизировали Knucklehead: изменили конфигурацию мотора, добавили гидравлический толкатель клапанов, что дало возможность избавится от постоянных регулировок зазоров, корпус мотора сделали из алюминия, что позволило тому меньше нагреваться. В следующем году выходит модель Hydra-Glide, оснащенная передней вилкой с телескопическим амортизатором.

В 1969 году контрольный пакет акций Harley-Davidson купила компания American Machine and Foundry (AMF). Новое руководство считало, будущее за мотоциклами с небольшим объемом двигателя. Так появился Sprint c одноцилиндровым четырехтактным двигателем объемом 250 см3. Позже был выпущен такой же с двухтактным. Это сильно подкосило репутацию «Харли-Дэвидсон», потому что американцы привыкли к большим и мощным мотоциклам. А в продаже в то время к тому же появилась дешевая и мощная японская мототехника.

Выпущенная в 1976 году модификация XLCR1000: стала прорывом в дизайне: маленький полуобтекатель на руле, литые колеса, отделка радикально черного цвета и форсированный до 68 л. с мотор. Однако американская публика не оценила это творение «Вилли Джи» Дэвинсона, внука основателя компании. Но представленный в 1977 году FXS1200 Low Rider в стиле чоппера стал любимцем американцев.

sportster-cafe-racer-harley-sportster-12161

Harley-Davidson XLCR1000

В 1981 совет директоров видя, что AMF ведет Harley Davidson к пропасти, выкупает контрольный пакет акций.

В конце 1985 года было выпущено обновленное семейство «Спортстер» с двигателем типа «Эволюшн». Было два вида двигателей: рабочим объемом 883 см3 и мощностью 50 л. с., сблокированный с пятиступенчатой коробкой передач, и оснащенный четырехступенчатой коробкой передач 1101-кубовый мощностью 54 л. с. Этим двигателем оснащался мотоцикл FLST Heritage Softale.

В 1987 году на смену этому двигателю пришел 64-сильный рабочим объемом 1198 см3 в комплекте с пятиступенчатой коробкой. В 1988 году был выпущен мотоцикл FX5TS Springer Softail: рычажная передняя вилка, внешне имитирующая ту, что применялась на мотоциклах компании с 1907 по 1949 год. Модель VRSCA V-Rod, вышедшая в 2001 году, стала революционной в своем дизайне. В облике мотоцикла доминировала пространственная трубчатая рама оригинального рисунка. Аппарат был оснащен двухцилиндровым V-образным двигателем (1130 см3, 115 л.с.), системой жидкостного охлаждения, двумя верхними распределительными валами и четырьмя клапанами в каждой головке, а также системой впрыска топлива.

143_1986_FLSTC_Heritage_Softail_customized

Harley Davidson FX5TS Springer Softail

Компания популярна еще и своей рекламой, пропагандирующей свободу и уход от повседневности. Забавные слоганы: «Делай это. Делай то. Не делай это. Не делай то. Бла, бла, бла» или «Какой прок от тела, которое никогда не вывозило душу покататься?» привлекали клиентов. Были и необычные рекламные акции: когда визитки Harley-Davidson прикрепляли к колесам оставленных на улице велосипедов, а потом, начиная движение, хозяин слышал звук, имитирующий рев «Харлея», или когда рукоятки мотоцикла крепили к поручням в автобусе, чтобы каждый почувствовал, каково это – ехать на мотоцикле.

Мотоциклы Harley-Davidson исключительны. Любители «спортбайков» говорят, что «харлеи» архаичны, однако то, что конструкция и дизайн этих машин меняется только в сторону совершенствования проверенных годами принципов, – их достоинство, а не недостаток. Сегодня Harley Davidson – это гигант в мотоиндустрии, поражающий каждым своим творением, их мотоциклы не просто машины, это произведения искусства.

Harley-Davidson – процветающая компания, выпускающая ежегодно более 200 000 мотоциклов. Ей принадлежит почти половина американского рынка мотоциклов с рабочим объемом двигателя свыше 650 см3. Чистая прибыль компании за 2010 год составила 146,5 млн долларов.

Текст портал tmn

we-enter