we-enter
19:04 / 10 Апрель 2014

От мала до велика

От мала до велика

История создания компании Danone

we-enter

Какой йогурт любите вы – клубничный, персиковый, ананасовый? Сейчас уже сложно представить, что когда-то давно йогурт не обладал насыщенным фруктовым вкусом и при этом продавался в аптеках как лекарство. Изменил эту ситуацию основатель фирмы Danone Исаак Карассо.

На создание Danone греческого врача Исаака Карасу вдохновила работа великого русского ученого Ильи Мечникова. В 1908 году Мечников выдвинул гипотезу, согласно которой бактерия «болгарская палочка», содержащаяся в йогурте, способна улучшить состояние пищеварительной системы, защитить организм в целом и даже продлить ему жизнь.

Исаак Карасу жил в городе Салоники. В 1912 году ему пришлось покинуть родину в связи с тем, что началась первая Балканская война. Исаак переехал в Барселону. Первым делом он сменил фамилию и стал зваться Исаак Карассо. Это больше соответствовало его нынешнему месту жительства, и так было проще располагать к себе людей. В Испании он и познакомился с трудами Мечникова, которые произвели на Карассо огромное впечатление. Также он осознал, что столь привычный для него продукт абсолютно неизвестен европейцам. Это была возможность, которую нужно было использовать.

В 1919 году Исаак основал компанию Danone. Он назвал ее в честь сына Даниэля. (Danone означает «маленький Даниэль»).

Будучи доктором, Карассо решил распространять йогурт через сеть аптек как лекарство. Ведь о йогуртах в то время мало кто знал, и выводить их на продуктовый рынок было слишком сложно, а вот различные восточные лекарственные препараты были популярны. Йогурт «маскировали» одним из них.

Производство Danon

Исаак Карассо (в центре, 7-й слева) в подвале своего дома – месте, где родился первый коммерческий йогурт в мире

Продукт сразу же стал пользоваться достаточно неплохим спросом. Главным поставщиком Danone была лаборатория Мечникова в парижском Институте Пастера. Оттуда компания получала знаменитую болгарскую палочку и некоторые другие ингредиенты.

Когда руководство Danone перешло к Даниэлю Карассо, он сразу же провел ряд значительных изменений в ее структуре. Пожалуй, самым заметным из них стало перемещение компании в Париже, гораздо ближе к своим поставщикам. В 30-е годы XX века йогурты уже были очень популярны, причем не только как лекарственное средство. У Danone появились конкуренты, но они не могли поколебать ее позиций. То, что компания была первопроходцем в данной отрасли, ощутимо ей помогало.

Но приближалась Вторая мировая война. Даниэль Карассо, у которого были еврейские корни, решил не испытывать судьбу. На время войны он отправился в США, где основал компанию Dannon Milk Products Inc. Название американской компании было изменено специально, чтобы в какой-то мере адаптировать его для местных потребителей.

В 1951 году Карассо вернулся в Европу и начал восстанавливать бизнес. Некоторое время спустя он продал свою американскую компанию. А уже через 2 года, в 1953 году произошло в какой-то мере революционное для продуктового рынка событие – появился фруктовый йогурт Danone. Это сегодня мы привыкли наслаждаться йогуртами с клубникой, бананом или апельсином. Но для 1953 года такой продукт был абсолютным новшеством.

Стоит отметить, что Danone владеет 18,36% акций российской компании «Вимм-Билль-Данн». Danone был одним из важнейших инвесторов компании Сергея Пластинина, одним из первых инвестировав в нее при выходе той на IPO.

На следующем этапе своего развития компания занималась скупкой бизнесов, относящихся к совершенно разным сферами деятельности. Многие из этих покупок позволили Danone серьезно расширить свой бизнес и завоевать хорошие позиции на новых для себя рынках, но большая часть оказалась лишь ненужным балластом, от которого руководство затем решило избавиться. К началу 90-х годов компания производила йогурты, сыр, пиво, минеральную воду, детское питание, шампанское, макароны, бисквиты, тосты, различные болеутоляющие средства и многое другое.

Стоит отметить, что новый глава фирмы Антуан Рибо всегда старался осуществлять сделки в достаточно короткие сроки. Многие говорили о том, что Danone действовала слишком жестко. В какой-то мере так оно и было, однако жесткость помогала ей развиваться.

Офис компании Danone

Офис компании Danone в Москве

К середине 90-х Danone была корпорацией наподобие Procter & Gamble, владеющей огромным количеством разноплановых брендов. Антуан Рибо стал тем руководителем, который превратил компанию в мирового гиганта, лидирующего на многих направлениях, в том числе и на рынке йогуртов.

После ухода Антуана компанию возглавил его сын – Франк Рибо. Он принялся за серьезную реструктуризацию компании, целью которой стало избавление от множества ненужных брендов. Интересно, что и в конце XX века, и в начале XXI компанию хотела поглотить Nestle. Но сделать ей этого не удалось, так как правительство Франции просто отказало данной сделке, выпустив законопроект о том, что Франция не разрешает продавать свои стратегически важные предприятия зарубежным корпорациям.

Сегодня стратегия компании выражается в трех главных для нее направлениях: свежие молочные продукты и детское питание, печенье и минеральная вода. Именно эти рынки являются основными для современной Danone, и на всех них она занимает одни из ведущих позиций. Сегодня компания выпускает множество известных продуктов, среди которых и такие знакомые российскому потребителю, как «Растишка», Actimel, «Даниссимо», «Активиа», Danette, минеральная вода Evian и Aqua Minerale и многое другое.

Стоит отметить, что Danone владеет 18,36% акций российской компании «Вимм-Билль-Данн». Danone был одним из важнейших инвесторов компании Сергея Пластинина, одним из первых инвестировав в нее при выходе той на IPO.

Источник: портал tmn

we-enter