we-enter
14:04 / 14 Апрель 2014

Быть спортивным всегда модно

Быть спортивным всегда модно

Just Do It - история cоздания Nike

we-enter

Ваши здоровье и красоту помогают поддерживать занятия спортом. Быть красивым на беговой дорожке, в спортивном зале или на футбольном поле вам позволит удобная и модная одежда компании Nike. Мировые звезды – Майкл Джордан, Тайгер Вудс, Мерион Джонс – выбирают Nike.

История Nike неразрывно связана с именем Фила Найта. Учась в университете, он был посредственным бегуном на средние дистанции, а по прошествии лет стал шестым в списке самых богатых американцев, с состоянием более чем в 3,8 млрд долларов. Фил Найт основал компанию вместе со своим спортивным тренером Биллом Боуэрманом в 1964 году.

Тогда спортивная обувь американского производства стоила всего 5 долларов, однако ее качество оставляло желать лучшего. Многие спортсмены возвращались с тренировок с кровавыми мозолями на ногах. Немецкая обувь обладала гораздо более высоким качеством, но стоила в шесть раз дороже.

Задумка Найта и Боуэрмана была проста: высококачественную спортивную обувь можно проектировать в США, производить в Азии и продавать в Америке по более низким ценам, чем популярные западногерманские кроссовки.

Фил Найт

Фил Найт - основатель компании Nike

Сначала компания ничего не производила, а занималась только торговлей. В 1963 году Найт поехал в Японию и заключил соглашение с фабрикой Onitsuka о продаже высококачественных японских кроссовок Tigers в США. Вернувшись в Америку, 26-летний коммерсант начал торговать японской обувью прямо с кузова своего грузовика возле беговых дорожек. Этот проект, прародитель Nike, назывался Blue Ribbon Sports.

К 1964 г. Найт продал кроссовок на сумму в 8 тысяч долларов и отправил заказ на новую партию. Blue Ribbon Sports. наняли менеджера по продажам Джефа Джонсона.

В следующем году Боуэрман и Найт изменили имя своей компании, назвав ее в честь греческой богини победы Ники. По легенде, оно принадлежит Джеффу Джонсону, который увидел богиню во сне.

Логотип компании был разработан в 1971 году студенткой отделения дизайна Портлендского университета Каролин Дэвидсон за скромный гонорар в 35 долларов. В 1983 году, разбогатев, Фил Найт пригласил ее в ресторан и презентовал ей золотой перстень, украшенный эмблемой фирмы и бриллиантом, и конверт с некоторым количеством акций компании. Этот логотип, знакомый сегодня всем и символизирующий крыло богини Ники, был назван Swoosh, что можно перевести на русский язык приблизительно как «пролетающий со свистом».

В 1975 году Биллу Боуэрману пришла в голову идея, ставшая поворотной в истории Nike. За завтраком, рассматривая вафельницу жены, он подумал о том, что если сделать подошву кроссовок рифленой, то это, с одной стороны, улучшит толчок, с другой уменьшит вес обуви. Вскоре он приладил «вафельную» подошву к спортивным тапочкам и предложил легкоатлетам опробовать ее. Это гениальное изобретение моментально вывело Nike в лидеры индустрии.

Nike Air Force 1

Nike Air Force 1, 1982 год

В 1984 году компания заключила контракт на рекламу баскетбольных кроссовок с 21-летней звездой NBA Майклом Джорданом. Сейчас приглашать сниматься в рекламе знаменитых спортсменов стало всеобщей практикой, но в середине 80-х годов Nike были первыми, кто это придумал. Вложив миллионы долларов в кампанию с участием Джордана, Nike сделала его фигуру частью своей культуры. Многие американские подростки мечтали иметь пару таких же кроссовок, как у «короля воздуха». Эта чудо-обувь, которую Майкл надевал всякий раз, выходя на площадку, была черно-красного цвета, а эти цвета запрещены в NBA. Поэтому ассоциация накладывала на Джордана штраф в размере 1000 долларов за каждую игру, но он все же продолжал надевать Air Jordan. Эта скандальная ситуация делала продукцию Nike все более популярной. В результате продажи компании выросли с 870 млн до 4 млрд долларов в год.

Майкл Джордан и Nike

Майкл Джордан и Nike

Найт решает, что компании не стоит ограничиваться производством одной лишь обуви. Вскоре на улицах появляется реклама, позиционирующая Nike как глобальную спортивную корпорацию, выпускающую, кроме всего прочего, одежду, часы, головные уборы и другие спортивные аксессуары.

Благодаря рекламной кампании «Just Do It» в начале 90-х компания Nike достигла небывалых успехов, что позволило ей занять свое место среди таких непоколебимых гигантов потребительского рынка, как Coca-Cola, Gillette, Proctor & Gamble. В 1996 году журнал Advertising Age назвал Nike лучшим продавцом года, а ее логотип самым узнаваемым из всех спортивных брендов. Компания даже перестала указывать название фирмы в своей рекламе, так как логотипа было вполне достаточно.

В январе 2000 г. на телевидении появилась необычная реклама Nike: 30-секундный ролик с участием легкоатлетки-спринтерши Мерион Джонс, которая бежит по улицам, спасаясь от маньяка с бензопилой. Ролик внезапно обрывался и отсылал телезрителей на сайт whatever.nike.com за продолжением истории. На электронной страничке посетителям предоставляли уникальную возможность посмотреть телевизионный ролик в Apple QuickTime и самим придумать его окончание. Самые лучшие варианты затем транслировались в Интернете.

После ухода Майкла Джордана из большого спорта руководство компании нашло ему замену в лице известного гольфиста Тайгера Вудса, с которым был заключен пятилетний контракт на 100 млн долларов, самый грандиозный в истории спорта. В 2000 году Вудс выиграл Открытый чемпионат США с фирменным мячиком Nike, что также увеличило популярность компании.

На сегодняшний день Nike остается одним из мировых лидеров в производстве высококачественной одежды и обуви. Компания внедряет новые технологии, разрабатывает новые модели и стремится подняться на высшую ступень в производстве спортивной экипировки. По мнению аналитиков, на долю Nike приходится почти 95 % рынка баскетбольной обуви в США. Чистая прибыль компании в 2011 году составила 2,13 млрд долларов.

Текст портал tmn

we-enter