Образ города можно превратить в гениальный пиар-ход или довести до абсурда.
Сложный процесс создания бренда должен увенчаться простым визуальным символом (единым логотипом, если хотите). Он может рассказать об образе жизни города, его богатой истории, громком событии. Или –
о нездоровой фантазии дизайнера.
Хрестоматийный пример – бренд Нью-Йорка, один из самых успешных в мире. Сейчас его лого везде – на футболках, кружках, значках и других сувенирах. О такой популярности бренда его разработчик Милтон Глейзер в 1977 году и не мечтал: он бесплатно создал I love NY, будучи уверен, что рекламная кампания продлится всего пару месяцев. Однако простенький знак в итоге стал графическим образом Нью-Йорка, частью культуры и весьма прибыльным бизнесом.
Бренд Лас-Вегаса, по сравнению с нью-йоркским, еще молодой – ему нет и десяти лет. Но менее успешным его никак не назовешь. «Фишкой» брендинга стал слоган «What Happens In Vegas, Stays In Vegas» («Что происходит в Вегасе, остается в Вегасе»). Маркетологи переделали известную фразу «What Happens Here, Stays Here» («Что происходит здесь, остается здесь»). После рекламной кампании город захлестнула волна путешественников: через год количество туристов выросло до 37,4 млн человек, а общая прибыль казино увеличилась на миллиард долларов.
бренд города – это неосязаемый комплекс впечатлений
Игрой слов воспользовались и создатели бренда Копенгагена. Дизайнеры представили город открытым во всех смыслах и воплотили это в виде «кнопки» OPEN, которая является частью названия города. Этот логотип, по замыслу разработчиков, должен визуально рассказывать о комфортной жизни в столице Дании, ее экологических традициях (треть населения города ездит на работу на велосипедах), принципах толерантности.
Однако далеко не все бренды городов заслужили одобрение жителей и любовь туристов. Волну недовольства вызвал логотип Лондона, подготовленный к Олимпиаде–2012. За два дня против нового бренда высказались 50 тысяч интернет-пользователей. Оргкомитет Олимпиады вынудили убрать с сайта ролик с анимацией, поскольку яркие цветовые вспышки в нем стали причиной десяти приступов эпилепсии. Особенно англичан возмутил тот факт, что на разработку этого спорного лого было потрачено 800 тысяч долларов.
Еще один промах, правда менее дорогостоящий и менее известный, совершили разработчики бренда английского городка Бёрнли. Логотип сложной формы должен был отражать самые разнообразные стороны жизни города. Красным цветом обозначена урбан-зона, а зеленым – сельские просторы. Необычный логотип вызвал критику профессиональных изданий, которые назвали порождение британских креативщиков «попыткой ничего быть всем».
Российские города пока лишь начинают задумываться о собственных брендах. С символом еще не определилась и Тюмень.
В 2009 году в соцсети «ВКонтакте» прошло голосование с целью выявить символ города, который мог бы лечь в основу лого. Интернет-пользователи так и не сошлись в едином мнении: кто-то ратовал за мост Влюбленных (его символ изображен на рисунке), кто-то за площадь Ленина, сквер Немцова и деревянное зодчество Тюмени. Видимо, городу еще предстоит исполнить «высший пилотаж маркетинга» и создать бренд, который не только будет ценен сам по себе, но и поможет продвижению интересов Тюмени и ее процветанию.
Автор текста: Екатерина Арбузова