17:11 / 29 ноября 2012

«Ашан»: двенадцатый в мире, третий в Сибири

«Ашан», занимающий 12-ю строчку в мировом рейтинге ритейлеров, планирует до Нового года открыть в Тюмени продовольственный гипермаркет, который станет третьим магазином этой международной компании за Уралом.

Слухи о том, что в Тюмени откроется гипермаркет «Ашан», в торговой среде поползли еще в 2008-м, сразу после опровержения информации о грядущем входе на местный рынок другого гиганта мирового ритейла французского происхождения Carrefour («Карфур»). Впрочем, кризис заставил позабыть о домыслах, и вторая волна ожиданий, уже вполне реальных, возникла на рубеже 2011–2012 годов, когда на перекрестке улиц Широтной и Мельникайте развернулось строительство торгового центра. Тут кто с восторгом, а кто и с раздражением выдохнул: «Ашан».

Вход на тюменский рынок был намечен на конец 2012 года, однако летом в прессе появилась информация со ссылкой на представителя компании Cushman & Wakefield (консультант проекта) о том, что открытие гипермаркета переносится на апрель 2013-го. Причиной было озвучено желание открыться «как можно ближе к активному сезону». Впрочем, осенью этого же года представитель «Ашана» Луи Лоран на рабочей встрече с директором департамента потребительского рынка Тюмени Еленой Ерёминой вновь перенес дату открытия – на декабрь. Информацию подтверждает официальный сайт сети. Это и логично: все-таки что, если не предновогодняя неделя, является для ритейлера «активным сезоном»?  

Открытие Ашана в Тюмени планируется в декабре 2012 года — в самый активный предновогодний месяц
Открытие Ашана в Тюмени планируется в декабре 2012 года — в самый активный предновогодний месяц

 «Ашан». Что это и откуда взялось?

 Международная сеть «Ашан» (Groupe Auchan SA) была основана в 1961 году во французском Лилле. Кстати, название представляет собой сознательно неточную орфографическую запись французских слов Hauts champs – «Высокие поля» (название лилльского квартала, где был создан первый магазин компании).

С тех пор «Ашан» открыл в 12 странах мира около 3000 магазинов, товарный оборот которых достиг в 2011 году показателя в 44,4 млрд евро, а чистая прибыль составила 810 млн евро, что на 14,9% выше, чем в 2010-м.

В Россию «Ашан» пришел в 2002 году, открыв свой первый гипермаркет в подмосковных Мытищах. При этом руководство корпорации вновь видоизменило название (Auchan правильно читается как «Ошан»), якобы сыграв на московской разговорной привычке «акать».

В настоящее время в стране действует 54 гипермаркета сети – в Москве, Московской, Нижегородской и Ленинградской областях, Волгограде, Воронеже, Екатеринбурге, Краснодаре, Самаре, Ростове-на-Дону, Новосибирске, Омске, Уфе, Казани, Челябинске, Ульяновске и Рязани. И количество это будет расти: в ближайших планах компании открытие магазинов различных форматов в Санкт-Петербурге, Самаре, Волгограде, Тюмени, Ярославле и Костроме.

При этом «Ашан» трудно назвать лидером международного ритейла. В ежегодных рейтингах компания курсирует между 12 и 15 местами по товарообороту, и ей очевидно не под силу тягаться с настоящими «тяжеловесами» розничной торговли, такими как Wall-mart, Carrefour или Metro. И если посмотреть на географию распространения магазинов сети, то из относительно развитых стран со сложившимся рынком мы, помимо Франции, увидим лишь Италию, Испанию, Португалию и Люксембург. Остальные направления экспансии – Россию, Украину, Китай, Польшу, Тайвань, Венгрию и Румынию –стоит считать рынками развивающимися, хоть и весьма бурными темпами.

Впрочем, подобная стратегия не лишена смысла. Именно она принесла российской сети «Магнит» лидерство на отечественном рынке: пока крупнейшие предприятия розничной торговли боролись за место в столицах и городах-миллионниках, «Магнит» открыл несколько тысяч дискаунтеров на периферии.

В любом случае в России, и тем более в Тюменской области, не избалованной присутствием лидеров мирового ритейла, «Ашан» чувствует себя абсолютно свободно. 

«Ашан» открыл в 12 странах мира около 3000 магазинов, товарный оборот которых достиг в 2011 году показателя в 44,4 млрд евро

Тюмень. Конкуренция обостряется

 Если понадобится охарактеризовать рынок розничной торговли Тюмени двумя словами, то эти слова будут «не насыщен». Действительно, согласно расчетам один крупный гипермаркет способен абсолютно безбедно существовать, обслуживая около 50 тысяч человек. Соответственно, в Тюмени могут работать как минимум 12 таких магазинов. В действительности же классических гипермаркетов (соответствующих стандартам по величине торговой площади и количеству товарных наименований) в городе три: «О’КЕЙ», «Лента» и «Мосмарт» (в ТЦ «Зеленый берег»). Кроме того, все они взаимно удалены друг от друга. Metro, безусловно, попадает под критерии по количеству квадратных метров и широте ассортимента, но с направленностью на сегмент HoReCa (сфера индустрии гостеприимства и питания. – Прим. ред.) не может считаться гипермаркетом.

На карте города невооруженным глазом видны свободные для открытия подобного проекта районы – например, Дом Обороны или центральная часть города, ограниченная нечетной стороной Республики, улицами Холодильной и Пермякова. Однако «Ашан» открывается не где-нибудь, а напротив «Ленты» и Metro, да еще и косвенно втор-гаясь в сферу интересов «Райта» и «О’КЕЙ». 

В Тюмени территория гиппермаркета составит 20 тысяч кв.м.
В Тюмени территория гиппермаркета составит 20 тысяч кв.м.

 Для сети «Ашан» в принципе не характерна ориентация на уровень конкуренции. Магазин открывается в любом месте, которое посчитает приемлемым руководство, не смотря на тех, кто расположился поблизости. И для этого есть основания: по данным экспертов, суммарный оборот конкурентов «Ашана» после его входа на новый рынок падает на 30%. Особенно есть над чем задуматься местным сетям; «Ашан» по праву считается их «убийцей». Как нельзя кстати компания «Партнер-маркет» (владелец линий «Мосмарт» и «Пчелка») заключила в этом году договор франшизы с международной сетью SPAR – без мировых компетенций конкурировать с «Ашаном» крайне сложно.

В чем причина такой лояльности населения? У «Ашана», по сути, одно преимущество – цены. Но этот плюс возведен в разряд абсолюта. Если в других сетях низкие цены на часть ассортимента, то в «Ашане» – на все. Эффект усиливается огромными торговыми площадями – в Тюмени территория гипермаркета составит 20 тысяч м2. Российский потребитель в основной массе, в отличие от избалованного европейского, не слишком требователен: ему нужно много и по хорошей цене. «Ашан» предлагает именно это. Без игр, изысков и отступлений. 

     «Ашан» открывается не где-нибудь, а напротив «Ленты» и Metro, да еще и косвенно вторгаясь в сферу интересов «Райта» и «О’КЕЙ»

И все-таки «Ашан» – международная сеть, поэтому низкие цены не позволяют ему опускаться до такого же уровня обслуживания, по типу российских дискаунтеров формата «Монетки» или «Магнита». Но сервис – это не избыточное. У «Ашана» нет даже развитой программы лояльности. Важно и то, что, несмотря на международный статус, магазины сети обладают достаточной степенью автономности как в формировании цен, так и в изменении ассортимента под местные реалии и запросы. Нет никаких сомнений, что «Ашан» активно включится в программу «Покупаем тюменское», чем заслужит симпатии не только местных покупателей, но и производителей и поставщиков.

Видимо, менее всего приход «Ашана» волнует Metro: формат, выбранный немецкой сетью, позволяет ей десятилетиями оставаться в ТОП-4 мирового рейтинга, и свой клиент будет у нее всегда. Другим же стоит задуматься о противодействии. Очевидно, что участие против «Ашана» в ценовых войнах бесполезно. Сеть с подобным ресурсом вполне может позволить себе год-другой торговать в минус, и на этом поле российским ритейлерам ее не обыграть. Значит, придется работать над качеством обслуживания и внедрением дополнительных сервисов для покупателей. А это является признаком уже зрелого рынка, на котором, как известно, бывает только один победитель – конечный потребитель, то есть мы с вами.

Текст: Афнасий Никитин