we-enter
11:10 / 29 Октябрь 2013

Баку. Конкретное преимущество

Баку. Конкретное преимущество

Есть города, которым просто везет. Например, из-под земли вдруг начинает бить нефть. И здесь как в жизни: если везением правильно воспользоваться, можно выиграть в тысячу раз больше. У Баку получилось.

we-enter

Как начиналась нефть

Главная причина, по которой Баку известен за пределами СНГ, – это нефть.

Венецианский купец Марко Поло, путешествовавший в конце XIII века по Черному и Каспийскому морям, в своих очерках писал, что нефть вывозилась из Баку в окрестные местности на верблюдах.

По некоторым сведениям, в 1846 году, намного раньше, чем полковник Эдвин Дрейк в Пенсильвании, бакинский горный инженер Василий Семёнов пробурил первую в мире нефтяную скважину в поселке Биби-Эйбат близ Баку. Это и есть точка отсчета промышленной добычи нефти в Азербайджане и во всем мире. А главное разрешение на бурение нефтяных скважин поступило «сверху» лишь в 1868-м.

Скоро произошли изменения и в области нефтяного законодательства. Откупная система была отменена; нефтяной промысел объявлен свободным; основной продукт нефти – керосин – стал облагаться акцизом, а нефтяные участки передаваться в частные руки с публичных торгов. Так в Баку наступила эпоха нефтяного бума.

Столица Азербайджана в один момент превратилась в центр притока иностранного капитала. В 1879 году братья Нобель основали здесь акционерное общество «Товарищество нефтяного производства братьев Нобель». Вскоре оно стало одной из крупнейших нефтепромышленных компаний мира. В 1880-е начался приток в Баку французского капитала. Парижский банкир Ротшильд в 1888 году развернул здесь широкую деятельность, оказавшись во главе Каспийско-Черноморского нефтепромышленного и торгового общества. К 1890 году он уже контролировал 42% экспорта бакинской нефти. Ну а британский капитал появился в Баку в 1890-е, когда несколько финансовых магнатов во главе с Джеймсом Вишау основали здесь три фирмы. Всего с 1874 по 1899 год было создано 29 акционерных обществ с участием иностранного капитала (к 1916 году число нефтяных фирм достигло 104).

Головокружение от успехов

Меньше чем за два десятка лет (к 1901 году) бакинская нефтяная промышленность достигла объема добычи в 50% от уровня общемировой. Она продолжала развиваться быстрыми темпами, в результате чего к 1913 году в окрестностях Баку было пробурено уже около 3500 скважин. Кроме того, постоянно росло число нефтеперегонных заводов. Первый из них был построен в 1859 году, а к 1867-му их насчитывалось уже 15.

Вскоре в России появились лампы, приспособленные для русского керосина, который отличается от американского. Использовать нефтяные остатки после выделения керосина для получения смазочных масел впервые предложил самый известный химик в истории человечества – тобольчанин Дмитрий Менделеев. В своей статье «Что делать с бакинской нефтью?» он подробно изложил метод получения осветительного масла, названного им «бакуойл».

Затем, в 1878-м, впервые в Российской империи был построен нефтепровод, связывающий нефтепромыслы в Балаханах с нефтеперегонным заводом в Баку. Его длина составляла 12 км, а диаметр трубы – 75 мм. К концу 1898 года общая протяженность нефтепроводов бакинских промыслов достигла 230 км.

Основным же способом транспортировки оставались корабли. Первое в мире нефтеналивное судно «Зороастр» построил Людвиг Нобель в 1877 году. Впоследствии, обладая мощным нефтеналивным флотом и более чем двумя тысячами вагонов-цистерн, фирма «Бр. Нобель» развозила нефть и нефтепродукты по бесчисленным резервуарам, построенным ею в Нижнем Новгороде, Саратове, Царицыне, Астрахани, Ярославле. К концу XIX века «Бр. Нобель» и «Каспийско-Черноморское общество» Ротшильда сосредоточили в своих руках до 70% всей нефтяной торговли в России.

В 1880–90-е годы азербайджанская нефть свободно конкурировала с американской и даже вытеснила ее с европейских и азиатских рынков.

В 1846 году, намного раньше, чем полковник Эдвин Дрейк в Пенсильвани (США, 1858), бакинский горный инженер Василий Семёнов пробурил первую в мире нефтяную скважину близ Баку

Испытание на прочность

Когда нефтяная промышленность Азербайджана достигла наивысшей точки своего развития, случился мировой экономический кризис 1900–1903 годов. В этот период приток иностранного капитала в Баку резко сократился. Политические события в начале XX века (Русско-японская война и выступления народных масс в 1905–1907 годах) усугубили упадок нефтяной индустрии. Но позиции иностранного капитала продолжали оставаться весьма сильными.

Укрепив свое положение в Баку, иностранные фирмы старались контролировать разработки и в других нефтяных районах Российской империи: в Грозненском, Урало-Эмбенском, на Северном Кавказе, островах Каспия (Челекен), в Средней Азии (Фергана) и других. Суммарный иностранный капитал, вложенный в бакинское нефтяное дело, к 1917 году составлял 111 млн рублей.

В 1901 году в связи с тем, что на дне Биби-Эйбатской бухты было обнаружено большое месторождение нефти, приняли решение ее высушить. По специальному проекту строители изготовили 23 судна для осушки и в результате к 1918 году осушили 193 га площади бухты, а в 1927-м – уже 300 га. По уровню сложности гидротехнических работ это было второе в мире предприятие после строительства Панамского канала. Согласно декрету Бакинского Совета народных комиссаров от 1 июня 1918 года нефтяная промышленность, а также Каспийский торговый флот были национализированы. Всего в Баку в государственную собственность перешли около 400 частных нефтяных фирм. Большевиками за четыре месяца 1918 года было вывезено в Россию 1,3 млн тонн нефти без какой бы то ни было компенсации.

Ближе к концу XIX века бакинская нефтяная промышленность меньше чем за два десятка лет достигла объема добычи в 50% от уровня общемировой

Когда в 1918 году к власти в Азербайджане пришло правительство, сформированное из представителей мусульманской демократической партии «Мусават» (от араб. «равенство»), процесс национализации был свернут и все отнятое имущество возвращено прежним владельцам. Но чрезвычайная важность бакинской нефти для Советской России предопределила захват Баку в апреле 1920 года частями Красной армии. В результате правительство Азербайджанской Демократической Республики, просуществовавшее почти два года, было свержено, и установилась советская власть. Нефтяная промышленность была полностью национализирована. В 1921 году нефтедобыча в Баку достигла самой низкой отметки в 2,4 млн тонн.

Нефтяники Баку в 1941 году достигли беспрецедентного уровня нефтедобычи – 23,5 млн тонн. Побить этот рекорд удалось только в XXI веке
Нефтяники Баку в 1941 году достигли беспрецедентного уровня нефтедобычи – 23,5 млн тонн. Побить этот рекорд удалось только в XXI веке

Советское правительство, прекрасно осознавая значение азербайджанской нефти, активно проводило мероприятия по восстановлению и развитию нефтяной промышленности. В результате выполненных в 1920–30-е годы работ в 1940 году объем добываемой нефти в Азербайджане составлял 22,2 млн тонн, а это 71,5% всей нефтедобычи в СССР.

В годы же Великой Отечественной войны, в 1941-м году бакинские нефтяники достигли беспрецедентного за все время уровня нефтедобычи – 23,5 млн тонн. Побить этот рекорд удалось только в XXI веке.

Нефтяные Камни

При приближении к Баку немецких войск Гитлером даже была назначена дата захвата города – 25 сентября 1942 года. В этих условиях началась подготовка к эвакуации. К осени 1942-го были заглушены и подготовлены к уничтожению 764 скважины, а 81 комплект бурильного оборудования вместе с персоналом переправлен в Туркменистан. Вместе с тем Баку обеспечивал фронт нефтью, восстанавливая и эксплуатируя старые скважины. Учитывая то, что немцы блокировали традиционные пути транспортировки, было решено вывозить «черное золото» через Среднюю Азию. Впервые в мировой практике железнодорожные цистерны с нефтью буксировались на плаву по морю из Баку в Красноводск. По решению Государственного комитета обороны в октябре 1942 года из столицы Азербайджана было эвакуировано около 11 тысяч специалистов и большое количество нефтяного оборудования в Татарстан, Башкортостан, где и развернулась добыча нефти. Впоследствии эти места окрестили «вторым Баку».

В конце 1940-х началось строительство Нефтяных Камней. 14 ноября 1948 года на группу скал Гара Дашлар («Черные камни») в открытом море, в 42 км на юго-востоке от Апшеронского полуострова, был высажен первый «десант» нефтяников. Его возглавлял Николай Байбаков (с декабря 1948 по май 1955 года – первый министр нефтяной промышленности СССР). В составе десанта были Сабит Оруджев и автор идеи о том, что в море есть нефть, геолог Агакурбан Алиев. После завершения строительства домика на сваях и электростанции 24 июня 1949 года приступили к бурению первой скважины. 7 ноября 1949-го она на глубине 1100 метров зафонтанировала нефтью с суточным дебитом 100 тонн. Кстати, эта скважина занесена в Книгу рекордов Гиннесса как старейшая морская нефтяная платформа.

В 1952 году впервые в мировой практике началось строительство эстакады, которая соединила искусственные острова. Были случаи, когда длина эстакад, связывающих бесчисленные площадки, превышала 300 км. В открытом море в 110 км от Баку были построены электростанции, пяти- и даже девятиэтажные здания общежитий, больницы, дома культуры, хлебозавод, лимонадный цех, а также разбит парк.

В результате в 1964–1968 годах нефтедобыча поднялась на стабильный уровень и составила около 21 млн тонн в год.

С 1969 по 1985 год количество добываемой Азербайджаном нефти неуклонно снижалось и в итоге остановилось на отметке 13 млн тонн в год. Причины падения – истощение месторождений на суше и высокая себестоимость «черного золота», добываемого на море.

В то же время крупные залежи нефти были обнаружены в других регионах Советского Союза – в частности, в Казахстане и Западной Сибири. При Викторе Муравленко, руководителе крупнейшего в нефтяной промышленности СССР объединения «Главтюменнефтегаз», именно Тюменскую землю начали называть «третьим Баку».

«Третий Баку»

Такое наименование регион получил во многом благодаря вкладу азербайджанцев в развитие Западной Сибири как нефтеносного района. Одним из первооткрывателей нефти в Сибири был Фарман Салманов. В августе 1957 года он самовольно увел свою геологическую партию в Сургут, уверенный в том, что там есть нефть. Позднее вспоминал: «21 марта 1961 года, на мой любимый азербайджанский праздник Новруз байрам, первая скважина в районе селения Мегион дала фонтан нефти.

При Викторе Муравленко именно Тюменскую землю начали называть «третьим Баку»

Я прыгал и кричал: “Мы победили!”» Всем своим оппонентам Салманов отправил письма одного содержания: «Уважаемый товарищ, в Мегионе на скважине № 1 с глубины 2180 метров получен фонтан нефти. Ясно? С уважением, Фарман Салманов». После того как и из второй скважины в районе ханты-мансийского Усть-Балыка забил фонтан, Салманов отправил начальству радиограмму: «Скважина лупит по всем правилам», а Никите Хрущёву – телеграмму: «Я нашел нефть. Вот так, Салманов».

Все эти факторы привели к уменьшению доли Азербайджана в общей нефтедобыче СССР (в 1950 году – 39,1%, в 1960-м – 12%, в 1970–1980-е – с 5,7 до 2,4%). В итоге Москва перестала уделять должное внимание нефтяной промышленности Азербайджана.

Однако за этот период были сданы в эксплуатацию несколько крупных морских нефтегазовых месторождений на Каспийском шельфе, построены нефтеперегонные и машиностроительные заводы. В 1971 году в республике торжественно отмечали добычу первого миллиарда тонн нефти с начала промышленной разработки. А в 1981-м было добыто рекордное количество газа – 15 млрд м3.

Очередное замедление темпов нефтедобычи началось с 1990 года. Основные причины этого – общий спад экономики СССР в 1980-х годах и нарушение экономических связей между государствами бывшего Советского Союза после обретения независимости.

Рельсы рынка

С развалом СССР добычей нефти и газа в независимом Азербайджане стал заниматься промышленный комплекс «Государственная нефтяная компания Азербайджанской Республики» (ГНКАР) с полным производственным циклом: от буровой до потребителя.

Основной акцент азербайджанское правительство сделало на привлечение иностранного капитала под реализацию проектов разведки и разработки крупнейших новых месторождений и перспективных структур. В январе 1991 года был объявлен тендер на освоение месторождений, открытых еще в 80-х годах XX века. После продолжительных переговоров 20 сентября 1994 года в Баку подписали первый контракт, названный «контрактом века», с иностранными нефтяными компаниями по разработке месторождений Гюнешли, Чираг и Азери. Для его реализации в начале 1995 года ГНКАР и десять иностранных нефтяных компаний создали Азербайджанскую международную операционную компанию – АМОК. В 1999 году ее сменила BP.

Стремителен был и темп роста населения Баку, превзошедший все крупнейшие города Европы и даже Нью-Йорка
Стремителен был и темп роста населения Баку, превзошедший все крупнейшие города Европы и даже Нью-Йорка

Для обеспечения ежегодного экспорта порядка 50 млн тонн азербайджанской, а также транзитной восточно-каспийской нефти построили основной экспортный трубопровод (ОЭТ) по маршруту Баку – Тбилиси – Джейхан (БТД). Общая протяженность БТД составила 1767 км.

Объем добычи нефти в Азербайджане за десять лет, с 1997 по 2007 год, увеличился с 8,9 млн до 41,7 млн тонн. Быстро росла и газодобыча, благодаря чему страна перешла из числа нетто-импортеров газа в его нетто-экспортеры.

В 2008 году, к моменту падения цен на нефть на мировых рынках, Азербайджанская Республика добилась значительных успехов в сфере экономического развития. В 2012 году объем добычи нефти в Азербайджане составил 43,9 млн тонн, газа – 27,9 млрд м3.

— По нашим прогнозам, в 2020 году экспорт газа из страны составит 25 млрд м3 в год, в 2025 году – 40 млрд, – заявил в конце прошлого года президент ГНКАР (SOCAR) Ровнаг Абдуллаев.

Вот уже более ста лет добыча нефти остается в Азербайджане локомотивом экономического роста. Несмотря на все попытки диверсификации, нефтяной сектор в последние годы только усилил свою ведущую роль в экономике страны.

Текст: Вячеслав Зуенок

we-enter