we-enter
09:04 / 21 Апрель 2014

Крупнейшая социальная сеть Рунета

Крупнейшая социальная сеть Рунета

История создания самой популярной социальной сети России

we-enter

Раньше, встретив на улице знакомого, которого давно не видели, мы удивлялись, как сильно он изменился. А теперь узнать, что Аленка из параллельного класса вышла замуж, Сережа эмигрировал в США, а Ленка, всю жизнь бывшая пышечкой, теперь обладает почти модельной фигурой, очень легко – достаточно просмотреть новости «ВКонтакте», той социальной сети, без которой не представляет своей жизни каждый второй россиянин.

Создание «ВКонтакте» не было гениальной идеей: сайт стал русскоязычным аналогом уже существующих в мире социальных сетей. Сервисом, который заполнил соответствующую нишу на постсоветском пространстве. Однако своевременность создания «ВКонтакте» заслуживает уважения. На сегодняшний день это крупнейшая социальная сеть Рунета и 42-й по популярности сайт в мире.

Создателями сайта являются братья Павел и Николай Дуровы. Павел Валерьевич Дуров родился 10 октября 1984 года в Санкт-Петербурге. На момент того, как он приступил к работе над «ВКонтакте», он уже имел опыт успешного создания сайтов. Его основными проектами на то время были сайты Durov.com (содержащий ответы к экзаменам по гуманитарным специальностям) и Spbgu.ru (форум для студентов). Но он не хотел останавливаться на достигнутом и искал новые идеи для развития своих студенческих сайтов. В 2005 году его друг вернулся из США и рассказал ему о социальной сети Facebook, которая в то время была особенно популярной среди американских студентов.

Facebook послужила прототипом для создания «ВКонтакте», который сначала так же, как и Facebook, хотели ориентировать на студенческую аудиторию.

Альфа-версия социальной сети «ВКонтакте» начала функционировать летом 2006 года, а ее главному разработчику Павлу Дурову на тот момент не было и 22 лет. С сентября началось бета-тестирование – использование готовой версии для выявления ошибок перед окончательным выходом. 1 октября был зарегистрирован домен vkontakte.ru, а официальным днем запуска стало 10 октября 2006 года. На сайте durov.com было размещено сообщение об открытии новой базы данных анкет студентов и выпускников и изображение страницы Павла Дурова.

Изначально проект был закрытым, зарегистрироваться могли только студенты, имеющие приглашения, под своими настоящими именами и фамилиями. На этот момент уже работали основные сервисы сайта – поиск, возможность настроек профиля, выбор места учебы, личные сообщения, фотоальбомы. Новшеством того времени для Рунета была возможность отмечать людей на фотографиях.

Через полтора месяца регистрация стала открытой и началась рекламная компания для увеличения числа пользователей. Ход, предпринятый для привлечения новой аудитории, оказался очень удачным. Конкурс по приглашению друзей в сеть с призами от Apple (iPod Nano, iPod Shuffle, iPod Video) сделал сайт ещё более известным. Хотя и без этого его популярность росла лавинообразно, ведь стоило кому-нибудь из группы студентов или друзей зарегистрироваться на сайте, как через пару дней там появлялись и его знакомые. Всего за несколько недель нагрузка превысила возможности сервера, и разработчикам пришлось увеличивать мощность.

Уже в январе ресурс по скорости роста вошел в пятьдесят самых перспективных сайтов Рунета. В 2007 году он был уже одним из пяти наиболее посещаемых. 5 ноября зна сайте зарегистрировался трехмиллионный пользователь, и к концу года «ВКонтакте» уступал только mail.ru.

В конце 2010 года число пользователей приблизилось к отметке 100 миллионов.

Несмотря на то, что официально сервис называется «закрытой социальной сетью», любой желающий, создав аккаунт, может использовать его для поиска личных данных интересующих его людей. Среди пользователей сети немало так называемых виртуалов и клонов: поддельные учетные записи знаменитостей, страницы домашних питомцев, вымышленных персонажей, анкеты реальных лиц, созданные без их ведома с различными целями.

С самого начала существования сайта создатели «ВКонтакте.ру» отрицали коммерческую составляющую проекта, утверждая, что появление рекламы на сайте может негативно сказаться на лояльности пользователей и качестве ресурса в целом. Изначально сайт существовал на деньги создателей, постепенно привлекая частные инвестиции.

В июне 2008 года в СМИ появилась информация о намерениях социальной сети размещать на сайте рекламу. 15 июля 2008 года «ВКонтакте.ру» заключил контракт с компанией «Медиа Плюс», занявшейся созданием баннерной рекламы на сайте.

Первый шаг в этом направлении уже сделан: в 2011 году социальная сеть перешла на короткий домен vk.com, который гораздо проще воспринимается жителями других стран.

В 2011 году «ВКонтакте» претерпел значительные визуальные и функциональные изменения. Был полностью переписан код «движка», а также появились различные удобные и полезные нововведения: например, всплывающие окна сообщений, удобный просмотр фотографий, возможность добавлять видео с известных видео-хостингов.

Сейчас аудитория «ВКонтакте» продолжает расти. По количеству пользователей и трафику сайт по-прежнему обгоняет «Одноклассники», «Мой Мир» и русскоязычный сегмент Facebook. Однако несмотря на большие показатели посещаемости, ресурсы русскоязычной аудитории уже исчерпаны на три четверти (зарегистрировано более 135 млн аккаунтов).

Судя по публичным заявлениям топ-менеджеров, которые звучат еще с 2010 года, в ближайшее время «ВКонтакте» все-таки начнет продвижение на европейский рынок. Вот что по этому поводу говорит Павел Дуров: «Моя мечта переломить национальный комплекс неполноценности, доказав, что продукты из России могут быть массово востребованы во всем мире». При этом он неоднократно заявлял, что сращивания с другими социальными сетями не будет. «Может оказаться, что для достижения поставленной цели и выхода на мировой рынок сервису «ВКонтакте» нужно будет поменяться до неузнаваемости или нашей команде придется вообще создать новый продукт. Но рано или поздно это будет сделано», убежден Дуров.

Первый шаг в этом направлении уже сделан: в 2011 году социальная сеть перешла на короткий домен vk.com, который гораздо проще воспринимается жителями других стран.

Сейчас Павел Дуров по-прежнему занимается проектом и контролирует его развитие, монетизацию и сохранение приемлемого для пользователей уровня качества работы социальной сети.

Текст: портал tmn

we-enter