14:09 / 23 сентября 2016

Будущее за IT

IMG_4668

Андрей Сидоров рассказал о современных IT-разработках, о социальной ответственности банка и его значимости в регионе.

ДОСЬЕ


Сидоров
Андрей Юрьевич,

вице-президент, член правления ПАО «Запсибкомбанк»

В 1993 году окончил ТюмГНГУ
по специальности «автоматизированные системы обработки информации и управления»
 
В июне 1993 года приступил
к работе в ПАО «Запсибкомбанк» в должности инженера-программиста 1-й категории отдела эксплуатации
информационных систем
 
В сентябре 1993 года повышен в должности
до ведущего программиста
 
В 1995 году становится
главным программистом
 
В 1996 году выдвинут
на должность начальника
отдела эксплуатации информационных систем, в котором начинал с должности
инженера-программиста
 
В июне 2006 года назначен
на должность вице-президента ПАО «Запсибкомбанк»
 
В 2007 году получил
диплом «Мастер делового
администрирования» (МВА)
по направлению «Информационный менеджмент»
 
В мае 2008 года становится членом правления банка

Мурат Нурпеисов: Андрей Юрьевич, вы известны как специалист, не просто разбирающийся в информационных системах, а хорошо понимающий, что нужно тем, кто этими системами пользуется. В первую очередь мы говорим о Запсибкомбанке. Какие информационные технологии влияют по-настоящему сильно на развитие банковской сферы?

Андрей Сидоров: Прежде всего я хотел бы выделить такую современную технологию, как мобильные приложения, поскольку телефон является наиболее близким к человеку персональным устройством. Удобно на месте решить любую задачу: перевести деньги, пополнить вклад, заполнить заявку на кредит. Ограничений в развитии технологии пока не предвидится, необходимо только реализовывать идеи сотрудников банка либо производителей программного обеспечения.
 

В логике любой информационной системы находятся некие бизнес-процессы, которые она либо обслуживает и делает эффективными, либо наоборот – создает и усложняет. Какие бизнес-процессы вы считаете ключевыми для банка и как вы их развиваете?

Один из ключевых процессов – это кредитование, и изначально весь банковский бизнес основан на том, что людям нужны были деньги. Банк является хорошим местом, где на понятных каждому и прозрачных условиях можно получить средства для достижения своей мечты. В связи с этим основные процессы – это оформление прав клиента воспользоваться деньгами финансового рынка либо деньгами других вкладчиков. Банку важно вести работу максимально выгодно и комфортно для клиента. Информационные технологии выступают хорошим гарантом возможности это сделать. Это и заготовленные формы отчетности в банке, и всевозможные кредитные договоры, и договоры поручительства, а также сохраненная информация о клиенте, накопленная с предыдущих периодов обслуживания.
 

Информационные технологии постоянно развиваются, а ваш банк существует уже 26 лет. Какие технологии использовались раньше и какие, скорее всего, никогда использоваться не будут? Какие тренды вы уловили, а какие планируете уловить?

Информационные технологии, в том числе автоматизация рутинных операций, которые облегчают труд, двинулись в сторону сервиса, то есть сейчас они могут быть предоставлены и использованы через интернет, без существенных финансовых вложений. Это значит, что неважно, на каком компьютере и в какой системе выполняется процесс, а важно, какой смысл и пользу он несет для клиента и через какое устройство он предоставлен. Развитие информационных технологий сместилось в сторону развития персонального помощника. Существуют глобальные операторы, сервисы которых можно предоставить любому клиенту, причем не обязательно это должен быть банковский сервис. Банк может стать оператором компании связи или любой другой и наоборот. Это уже реальность, потому что сейчас в интернете можно легко публиковать сервис и без специальных знаний пользоваться им при соблюдении правил безопасности.
 

IMG_4530
 

Западная философия и идеология информационных технологий, к сожалению, гораздо сильнее наших. Однако мы всегда отличались креативностью – используя более простые технологии, получали лучший результат

Эта легкость уменьшает барьеры, и не станет ли так, что мы в определенный период пойдем по пути унификации? Слишком много создается приложений, где вы не привязаны к банку, в котором обслуживаетесь.

Идея уже давно на поверхности: пластиковые карты существуют не первый десяток лет. Пластиковыми картами пользуются и в торговле, и в сфере обслуживания. Мобильные технологии – это всего лишь еще одна продвинутая форма такой услуги. В данном случае коллеги в банке смотрят в эту сторону, потому что мы являемся такой же сервисной точкой, и за наши услуги либо услуги нашего партнера можно рассчитаться любой картой или через мобильный сервис. Информационные технологии и повышенная конкуренция заставляют по-новому смотреть на эти вещи.
 

IT – настолько чувствительная сфера, что говорят уже о полноценном импортозамещении всего ПО. Как вы относитесь к этой теме? Мы должны разрабатывать собственное ПО?

С точки зрения безопасности государства тезис о необходимости импортозамещения неоспорим. С точки зрения бизнеса важным фактором является не превосходство в сборке компьютеров или написании программ, важны преимущества, которые дают нам информационные технологии, и то, как мы их пользуем. Нам, в первую очередь, нужно импортозаместить мозги.
 

Банк всегда использовал отечественные разработки. Все-таки есть понимание, что со временем их станет еще больше, или унификация в мире приведет к тому, что IT будут в основном централизованные? И все равно бизнес-логика, идеология будут привезены из-за рубежа?

Западная философия и идеология информационных технологий, к сожалению, гораздо сильнее наших. Однако мы всегда отличались креативностью – используя более простые технологии, получали лучший результат. Считаю, что именно этот фактор позволит нам побеждать и дальше. Не во всех областях сразу, но в сфере эффективного использования технологий у нас есть все шансы.
 

Кто формирует запрос на инновации?

Инновационность, на мой взгляд, хорошо иллюстрируется фразой: если вы после долгих лет разработали идеальную систему, то вы опоздали, потому что на рынке существует уже много неидеальных систем, которые делают то же самое, что и ваша. Такое правило должно быть в любой компании, которая ставит перед собой цель быть инновационной, успешной и прибыльной. Не нужно искать идеал, важно смотреть, где есть недоработки, которые необходимо ликвидировать, и постоянно улучшать сервис. Не нужно бояться делать небольшие пробные инвестиции. Например, изменить процесс и посмотреть, стал ли он удобным для клиента. Если не следовать этому принципу, то можно впасть в паралич анализа – паралич непринятия решений. Я считаю, что инновационная компания – это та компания, которая не боится экспериментировать и пробовать новое, даже если некоторые инвестиции окажутся нерезультативными.
 

Долгое время Запсибкомбанк позиционировался как банк Тюменского региона. На ваш взгляд, сегодня он перерос регион? И какова значимость Запсибкомбанка для области?

Я не думаю, что мы доросли до стандарта форматов федеральных банков, но, несомненно, выросли из региона. Мы чувствуем себя достаточно уверенно не только территориально, но и в информационном плане. Мы постоянно обучаемся, развиваемся и формируем идеологию, направленную на клиентоориентированность.
 

IMG_4650
 

IT, в том числе автоматизация рутинных операций, которые облегчают труд, двинулись в сторону сервиса, то есть сейчас они могут быть предоставлены и использованы через интернет, без существенных финансовых вложений

В этом плане Запсибкомбанк – инновационный банк? У него в целом есть задача быть инновационным?

Да, такая задача есть. Если вы посмотрите нашу стратегию, то за три года мы планируем вырасти по всем показателям на 20%. Если «копать» той же самой «лопатой», то мы быстро устанем и выкопаем столько же, сколько и ранее. Поэтому сейчас Запсибкомбанк интенсивно разрабатывает другую «лопату» – ищет новые эффективные способы удовлетворения потребностей клиентов.
 

Можно ли отнести банк к социально ответственным компаниям и в чем это проявляется?

Президент банка говорит: «Банк – это дом с людьми». Клиенты воспринимают банк, в первую очередь, через сотрудников. А клиенты и сотрудники банка вместе – это жители того региона, где банк осуществляет свою деятельность. Мы хотим, чтобы наши сотрудники и клиенты, их семьи, соседи жили в комфорте, благополучии и безопасности. Поэтому мы сажаем деревья, строим детские площадки, организуем и реализуем просветительские и социальные проекты. Но самый большой вклад в регион Запсибкомбанк делает, оставаясь эффективным и прибыльным. Банк своевременно и в полном объеме выполняет свои налоговые обязательства, помогая Тюменской области и стране реализовывать свои социальные программы.


*источник: журнал tmn №29 (июль–август 2016)


Беседовал: Мурат Нурпеисов
Текст: Ирина Гоок
Фото: Владимир Семёнов

 
лицензия банка № 918 от 14.07.2015 года

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика