we-enter
10:02 / 26 Февраль 2015

Стратегия геологоразведки

Стратегия геологоразведки

В 2015 году ФГУП «ЗапСибНИИГГ» исполняется 40 лет.

we-enter

Предприятие, стоящее у истоков геофизических методов разведки, всегда было лидером по разработке и внедрению передовых технологий, зачастую мирового уровня. Василий Морозов, генеральный директор института, рассказал tmn о том, чего удалось достичь за это время, и о дальнейших планах предприятия.

1112

ФГУП «Западно-Сибирский НИИ геологии и геофизики» («ЗапСибНИИГГ»)

руководитель

Василий Морозов

Василий Морозов,
генеральный директор, к.т.н.

штаб-квартира
Тюмень

год основания
1975

● Институт создал уникальный по своему содержанию банк геолого-геофизической информации о строении Западной Сибири, провел многоплановые работы по подсчету запасов и составлению проектов разработки месторождений углеводородов.

● Многие из современных разработок мирового значения принадлежат ФГУП «ЗапСибНИИГГ».

60 патентов на изобретения в настоящий момент получено сотрудниками института

tmn: Василий Юрьевич, сегодня ЗапСибНИИГГ – ведущее предприятие в сфере геологии и сейсморазведки. Как удалось вывести институт на такой серьезный уровень?
Василий Морозов: Мы – преемники тюменских научно-исследовательских и производственных организаций, а также ведущих научно-исследовательских геолого-геофизических организаций СССР, поэтому унаследовали хорошую научную и материально-техническую базу. С самого начала своей деятельности институт сделал ставку на использование инновационных методов поиска углеводородов. Сегодня мы – единственный федеральный институт в Западной Сибири, который занимается стратегией геологоразведочных работ в Западно-Сибирской нефтегазоносной провинции.

С кем вы взаимодействуете при подготовке проектов и разработок?
В первую очередь, ФГУП «ВНИГНИ» – головной институт Федерального агентства по недропользованию (РОСНЕДРА), определяющий приоритетные направления геологоразведочных работ на нефть и газ в регионах. Также Институт нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН, НАЦ РН им. В.И. Шпильмана, СибНАЦ – и это лишь некоторые из них. Каждый владеет необходимыми технологиями, информационными ресурсами и возможностями. Совместно мы успешно решаем стоящие перед нами задачи.

Институт является стратегическим предприятием Российской Федерации с уникальными передовыми разработками, которые используются во всем мире. Какие из них вам хотелось бы выделить особенно?
В разные периоды на предприятии создавались и продолжают создаваться такие проекты. Например, в советское время была внедрена первая отечественная интерпретационная система «Интерсейс», началось проведение сейсморазведочных работ в Западной Сибири, сейсморазведки 3D. В сотрудничестве с Венгерским институтом им. Л. Этвеша и объединением «Видеотон» мы разработали экспедиционную обрабатывающую систему ЭГОС и многие другие. Все эти разработки внедрялись не только в Западной Сибири, но и по всей территории СССР. Последняя из разработок института – это первая для южной части Западной Сибири, постоянно действующая геолого-геофизическая модель всего комплекса нефтегазоперспективных объектов.

Какие из последних проектов вызывают у вас особую гордость?
Уватский проект, у истоков которого стоял ЗапСибНИИГГ. Раньше это был
«ТНК-Уват», сегодня предприятие вошло в состав «Роснефти», тем не менее, наши прогнозы оправдались: на сегодняшний день Уватский проект добывает 9,5 млн тонн в год.

Сейчас в планах института есть столь же масштабные разработки?
Мы прорабатываем подобный проект по югу Тюменской области. Когда его реализуем, это будет новый нефтегазодобывающий регион, который позволит увеличить социально-экономическую активность южных районов области.

Движение на юг Тюменской области будет осуществляться в рамках разработанной вами стратегии геологоразведочных работ в Западной Сибири?
Западная Сибирь сегодня более или менее опоискована, но даже здесь есть белые пятна. Например, окраинные зоны – восточные, западные и южные – в нашей западносибирской нефтегазоносной провинции практически не разведаны, поэтому дальнейшая стратегия геологоразведочных работ связана именно с нашими периферийными территориями.

У нас примерно половина месторождений в Тюменской области не введена в разработку, и в целом по стране – около 40%. Это трудноизвлекаемые запасы

Какие перспективы геологоразведки существуют для тюменского Севера?
Добыча в ХМАО–Югре падает, и остановить это невозможно ни вводом новых месторождений, ни бурением. Это нормально, так себя ведет любое месторождение. Поскольку запасы нефти до какой-то степени уже выработаны, всё, что мы можем сделать – это снизить темпы падения за счет ввода в разработку трудноизвлекаемых запасов нефти. У нас примерно половина месторождений в Тюменской области не введена в разработку, и в целом по стране – около 40%. Это трудноизвлекаемые запасы. К ним можно отнести и месторождения с хорошей, «легкой» нефтью, но они находятся, например, в зоне абсолютного отсутствия инфраструктуры.

С добычей газа дела обстоят лучше?
С газом у нас больших проблем нет: разведанные запасы позволяют на сотню и более лет добывать газа столько, сколько мы хотим. Добыча газа сегодня ограничена только конъюнктурой сбыта, и если бы были дополнительные рынки, мы добывали бы больше. С текущими темпами извлечения сырья проблем в этой области в ближайшие 100 лет возникнуть не должно.

В 2015 году ЗапСибНИИГГ исполняется 40 лет. Какие мероприятия, посвященные этому событию, будут организованы институтом?
Празднование юбилея планируется на июнь 2015 года. Оно будет сопровождаться международной научно-практической конференцией, куда мы пригласим специалистов всех ведущих геологоразведочных институтов России. В том числе, и зарубежных институтов с мировыми именами – университета Хьюстона, Французского института нефти. Собираемся пригласить специалистов компаний Schlumberger, Roxar, CGG, Sercel, которые располагают новыми геологоразведочными технологиями. Вход на конференцию свободный, зарегистрироваться и послушать доклады смогут все желающие.

Насколько продуктивным может быть обсуждение вопросов в связи со сложившейся геополитической обстановкой в стране?
Мы сегодня сотрудничаем с зарубежными компаниями. Санкции санкциями, но мы занимаемся еще и научной деятельностью. В вопросах геологоразведки, как и в любой другой науки, нужен обмен опытом, это очень важно и для России, и для наших зарубежных коллег.

 

Текст Дарья Омельченко
журнал tmn №20 (октябрь-ноябрь 2014)
На правах рекламы

we-enter