we-enter
05:10 / 2 Октябрь 2014

Я кайфую от того, чем занимаюсь

Я кайфую от того, чем занимаюсь

Интервью с Рудиком Манукяном, основателем ООО СК «УралСтрой».

we-enter

Еще в студенчестве, когда Рудик Манукян помогал отцу на стройке, он твердо решил открыть собственный бизнес. И в 22 года основал строительную компанию «УралСтрой», которая занялась строительством и обслуживанием автодорог области и благоустройством города. Сегодня это крупное предприятие, работающее с госзаказами не только в Тюмени, но и за пределами региона.

Вечер пятницы. Я еду на интервью к молодому, но очень амбициозному и уже многого добившемуся предпринимателю. Похоже, для него пятничный вечер – не повод уйти пораньше... Я застаю Рудика на рабочем месте: он готовится к ранней поездке в Екатеринбург на встречу с заказчиком и приветствует меня. Совсем недавно этот 28-летний руководитель вошел в «ТОП-100 выдающихся молодых людей Тюмени» как успешный предприниматель. О той планке, которой он достиг в бизнесе уже сегодня, многие в 40 лет только мечтают.

Вероника Мелконян: Рудик, сегодня пятница, официальный рабочий день уже давно закончен, а вы вместо того, чтобы быть сейчас в баре, как все ваши ровесники, находитесь у себя в офисе…

Рудик Манукян: Знаете, у меня есть очень четкое убеждение: если хочется жить хорошо, нужно работать.А если хочется жить очень хорошо, нужно очень много работать. Наверное, я хочу жить очень хорошо.(Смеется.)

Вам 28 лет, и шесть из них вы возглавляете собственную компанию: контролируете выполнение больших объемов работы, заключаете контракты с заказчиками, координируете деятельность своего коллектива и субподрядчиков. При этом, говорят, если нужно, и сами садитесь за руль автогрейдера. В этом году «УралСтрой» выиграл контракт на обслуживание дорог в Свердловской области, в прошлом году было начато строительство детского сада в Курганской. А как фирма начиналась?

Мне нравилось работать у отца, строить дороги вместе с ним и старшим братом. Но брат тогда советовал: «Не торопись начинать работать, у тебя есть учеба, получай образование». Отучился и сразу открыл собственную фирму. Решение было моим. Сам накопил начальный капитал. Хотелось сделать что-то свое, то, чем смогу гордиться, – как сейчас горжусь и дорожу нашей компанией, которая создана с нуля. Вначале не было ни техники, ни производственной базы – только опыт, знания и желание приносить пользу. Сейчас СК «УралСтрой» строит и дороги, и промышленно-гражданские объекты. Работаем все вместе, одной семьей: брат – заместитель гендиректора ООО СК «УралСтрой», занимается всеми вопросами организации производства, я – финансовыми аспектами, заказчиками, отец – главнокомандующий, поддерживает,хотя непосредственно в работе уже участия не принимает.

Вы родились в Армении. Как оказались в Тюмени и когда решили стать строителем?

Отец Атом Николаевич Манукян работал здесь с 1994 года, в 2000-м переехал в Тюмень брат Генрик Атомович, он старше меня на шесть лет. А я приехал в 2002-м вместе с мамой. В детстве хотел быть врачом. Потом понял, что не переношу вида крови… (Смеется.) Строителем решил стать, когда увидел, чем занимаются брат с отцом. Вуз выбрал случайно: проезжали с отцом мимо здания – спрашиваю: «Что это?» Отец отвечает: «Строительная академия». Говорю: «Вот здесь я бы хотел учиться». Так и вышло. Но поступил в ТюмГАСУ не на дорожный факультет, а на экономический.И очень этому рад. Потому что строить дороги научили брат и отец. А экономике – вуз. Теперь навыки совмещаю, знания экономики очень помогают в бизнесе.

Отец в юности мне всегда говорил: «Бери лопату, работай, почувствуй, что это такое и делай вывод: хочешь зарабатывать лопатой или мозгами». Тогда я и сделал свой выбор.

Помните самый ценный совет, который получили от родителей?

Отец в юности мне всегда говорил: «Бери лопату, работай, почувствуй, что это такое. И делай вывод: хочешь зарабатывать лопатой или мозгами». А мама добавляла, когда мы ребятишками копали огород: «Из тебя, сынок, человека с лопатой не выйдет. Или научишься ручку держать и головой думать, или не знаю, что из тебя будет…» Сачковал всегда, когда дело лопаты касалось. Хотя мозгами готов сутками напролет работать. Вот и сейчас так же, особенно когда есть контракт, надо подготовить кучу документации, смет или помочь инженерам с расчетами.

То есть дома молоток самому взять…

Мне важнее правильно организовать процесс! На начальном этапе работы компании, когда пришлось участвовать в торгах и брать первые заказы, взяли кредит, в какой-то момент долгов накопилось 1,5 млн рублей. Собрал людей, сделал, через два месяца закрыл долги и заработал. Благодарен за эти возможности нашему городу и региону.

Можете сегодня назвать Тюмень родной?

Роднее не бывает! Сейчас работаем в Курганской области, в Свердловской – сравниваю. И всей душой за Тюмень и Тюменскую область.Мне поступают выгодные предложения из других регионов, но о переезде даже не думаю. Езжу по работе часто. 

Кстати, о ваших рабочих командировках. Знаю, что  вы  очень часто сами ездите  на все свои  объекты  и практически постоянно в пути…

Да, вы правы, в этом году, наверное, половину времени провел вне Тюмени, но на обратном пути, когда возвращаюсь, как только пересекаю границу и вижу надпись «Тюмень», – ощущение: «Всё, дома!» (Улыбается.) На ночь всегда приезжаю в родной город. Могу встать в 3–4 утра, уехать на объект в другую область, но вечером всегда вернусь домой. График очень насыщенный, напряженный, езжу сам на все объекты, обязательно осуществляю контроль. За пределами региона на сегодня порядка 75% наших объектов: в Курганской области строим дороги и детский сад, в Свердловской обслуживаем 1078 км дорог (там у нас работают порядка 110 человек и 60 единиц техники). Но основными считаю те, что ведем в Тюмени.

Над чем работаете сейчас в областном центре?

Строим четыре двора в районе улиц Тульской – Республики –Геологоразведчиков, скоро сдаем, осталось поставить малые архитектурные формы. Сделали двор в Центральном АО. Также работаем в Боровом – тоже четыре красивых двора строим. Плюс в этом году заключили новый контракт на обслуживание дорог в Ленинском АО. Считаю, что Тюмени и Тюменской области всегда везло с руководителями. Сергей Семёнович Собянин начал глобальные преобразования, Владимир Владимирович Якушев их продолжил. Он – настоящий менеджер, чувствуется его искреннее внимание к насущным для региона вопросам. Осуществляется планомерная поддержка бизнеса, растет инвестиционная привлекательность. Область постоянно входит в ТОП-10 по стране. Тюмень вся – в башенных кранах, в других городах и двух строек так сразу не найти. Тюменскими дорогами, дворами, чистотой и уютом можно гордиться. Потому что в Тюмени четко идет финансирование, по-настоящему работают и областные, и муниципальные программы. Регион действительно дает большие возможности – и кто хочет, тот действует.

Знаю, что для вас важно заниматься благотворительностью и вы активно это делаете.

Мы каждый год помогаем детям, детдомам, участвуем в благотворительных мероприятиях. В 2010 году подарили детскому садику игровую площадку. Ежегодно вкладываем средства в рабочие места для подростков по городской программе «Растим смену» – до конца этого года планируем занять 500 ребят. И если раньше они выполняли уборку на нашей территории, то в этом году появилась идея,чтобы они работали в той школе, где учатся: мы получаем от директоров учебных заведений заявки на материалы, обеспечиваем метлами, краской, кистями – 30–35 ребятишек неделю работают на благоустройство своей школы и школьного двора и получают за это зарплату. И таких людей, компаний, которые стремятся развивать город и помогать другим, много.

Кто на вас больше всего повлиял в жизни?

Думаю, родители и брат. И собственное стремление. В школе учился на отлично, окончил с золотой медалью. Математикой увлекался: в уме умножал и делил двух- и трехзначные числа быстрее, чем их можно набрать на калькуляторе (это, кстати, очень сейчас помогает в работе, при расчетах и переговорах). Никто не заставлял делать уроки, всегда сам. В классе была очень жесткая конкуренция. Конкуренция – очень хорошая вещь: учит держаться. И самостоятельно что-то делать. Мне неинтересно каждый день выполнять одно и то же. Считаю, что никогда нельзя останавливаться на достигнутом. Важно развиваться. Стараюсь каждый день находить новые подходы и новые возможности. Это касается и общения с коллективом, и переговоров с поставщиками и заказчиками, которые могут быть иногда очень сложными. Нужно постоянно искать новые горизонты.

В этом году вы вошли в рейтинг «ТОП- 100 выдающихся молодых людей Тюмени». Что помогло? Какие качества вообще необходимы, чтобы выстроить бизнес в любом уголке мире?

Нужны мозги и везение. Желание и действие. Интуиция. И терпение. Когда вижу, что люди чего-то добились, понимаю, что у меня есть такие же возможности. Раз он смог, то и я смогу. Уверен: возможности всем даются в жизни одинаковые. Кто-то использует их, а кто-то нет. Ты сам строишь то, что хочешь. Шанс в жизни дается абсолютно всем, надо зацепиться – зубами, руками, ногами – за то, что дано свыше, и не упустить. Каждый день благодарю Бога за то, что у меня есть. И, конечно, это еще не тот результат, на котором можно останавливаться – очень много работаю на перспективу. Много делаю для нашего коллектива – потому что это большая семья. Важно не обижать по зарплате, по-дружески общаться с каждым и четко вести дела.

Если хочется жить хорошо, нужно работать. А если хочется жить очень хорошо, нужно очень много работать. Шанс в жизни дается абсолютно всем, надо зацепиться – зубами, руками, ногами – за то, что дано свыше, и не упустить.

Как определяете свой стиль управления?

Демократия! (Быстро и уверенно отвечает.) Сначала я друг, только потом руководитель. Могу и пообедать вместе с рабочими, и в кино сходить, и в отпуск за счет компании отправить. Поэтому и сотрудники начинают думать о нашем общем успехе. Если кто-то меня не понимает в этом принципе – стараюсь с такими людьми не работать. Не люблю в коллективе напряженность. Считаю, что именно дружеские, человеческие отношения могут обеспечить исполнительность и ответственность в работе. Хотя бывают, конечно, моменты, когда приходится жестко объяснять, где правда. Но никогда не было такого, чтобы я говорил: «Я главный, поэтому надо делать так и не спорьте». Всегда аргументирую и обосновываю свои решения.

Вы работаете в очень серьезной сфере…

Да. В строительстве перед тобой стоят непростые задачи. Кроме того, рентабельность объектов невысока. Если раньше можно было заработать 50% и больше от вложенного, то сейчас – 20–25%. И если ты как руководитель не сможешь проконтролировать – допустишь перерасход материала, некачественную укладку асфальта или кирпича – понесешь убытки. Был случай, когда я, приехав на стройку, заставил полностью разобрать и заново сложить стену. Мне как руководителю не понравилось качество – представляю в таких случаях, что сказал бы заказчик. Так из-за халатности рентабельность можно приблизить к 15% – с учетом расходов и налогов окажется, что вообще ничего не заработал. И такое у нас было. На объекте, где планировали прибыль 20%, получили минус 20%... Просто потому, что кто-то отнесся к своей работе неосознанно. Каждый раз приходится объяснять.

В портфеле компании  –  только госзаказы. Что для вас значит такое доверие?

В Тюмени рынок строительных организаций насыщен. И нельзя ошибиться, допустить удар по репутации.Что важно для получения заказа? Первое – авторитет организации, как давно она существует и насколько качественно работает. В этом году вступил в силу Федеральный закон от 5 апреля 2013 года № 44-ФЗ, есть определенные банки, которые имеют право дать банковскую гарантию, раньше оформляли поручительство или страховали объект. Второе – должна быть собственная база: у нас вся строительно-монтажная техника своя. Главные принципы в работе – ответственность, стремление к качеству и четкое выполнение задач, которые перед собой ставим.

Какие моменты приносят радость?

Ездили в Тавду по работе, было немного свободного времени, заехали на озеро порыбачить. Когда начался клев, я забыл обо всем, не замечал ни мошек, ни палящего солнца. Это настоящий азарт! Особенно когда рыбачишь с кем-то, соревнуешься. Но самый большой адреналин – заключение крупного контракта.Когда выигрываем торги – просто взрыв эмоций: я понимаю, что мы обеспечили себя работой, людей зарплатой! Кайфую от этого! Это как для кого-то, может быть, в отпуск съездить…

Кстати, про отпуск. За всё время работы вы ведь еще ни разу не выезжали за границу и вообще отпуск не брали?

Пока не наладил работу так, чтобы можно было просто уехать. В отпуске за шесть лет еще не был. Но если честно, отдыхаю на работе. Бывает, что в выходные не прихожу: один день нормально, на второй – чувствую, что мне что-то надо делать, действовать… На самом деле кайфую от того, чем занимаюсь. Человеку, наверное, отдыхать надо от своей работы в том случае, если она ему не приносит удовлетворения, а если я кайф получаю от того, что делаю, то от чего отдыхать (Смеется.) Но, конечно, людей к самостоятельной работе готовлю. Это важный уровень для компании. Еще не думал, куда поеду в отпуск,но не в ЕС и не в США. (Очень эмоционально и решительно произносит.) После введения санкций решили, что технику будем закупать либо отечественного производства, либо из Китая. Политику Путина поддерживаю. Вообще американцам и европейцам стоит почитать российскую историю, чтобы понимать: когда на русский народ давят – он становится намного сильнее. У нас огромная территория, мы всё можем делать свое. Россия – государство, где всё есть.

Вы основали компанию в 22 года, работали с людьми, которые гораздо старше вас… Сложно было?

Не скрою, поначалу было очень сложно: никого не знаешь, с нуля зарабатываешь авторитет. Но поверьте: возраст не имеет значения, если есть желание чего-то добиться. Всё зависит от того, что в голове. К моим словам всегда прислушивались, знали, что от них не откажусь.

Человеку, наверное, отдыхать надо от своей работы в том случае, если она ему не приносит удовлетворения, а если я кайфую от того, чем занимаюсь, то от чего отдыхать?

Какие цели ставили перед собой и компанией?

Когда открыл фирму, меня спрашивали: «Что у тебя есть?» – я отвечал:  «Два КамАЗа». И понимал, что теперь мне надо раздобыть два КамАЗа. Через год я их купил. Потом спрашивали: «Что у тебя есть?» – «Десять КамАЗов» – ставил перед собой задачу приобрести их и реализовывал ее. Потом сорок КамАЗов... На данный момент у нас большой строительный парк, свыше 80 единиц техники: КамАЗы, грейдеры, экскаваторы, погрузчики, тракторы, снегоуборщики, краны, в 2012 году при помощи программы по поддержке предпринимательства правительства области приобрели асфальтоукладчик. Весь 2008 год работал сутками. Днем с заказчиками, ночью с рабочими. Был бухгалтером, сметчиком, прорабом, директором… В 2009-м выиграли аукцион, все заказы (я закон о торгах знал очень хорошо, а конкурент его практически не знал).Этот момент стал для компании переломным. Первые два года были  «раскачкой». А с 2010-го пошел серьезный подъем. Оборот с 2010 года вырос более чем в 40 раз. В этом году перешагнули на уровень выше: другие объемы, более серьезные задачи, если раньше штат был 40–50 человек – сейчас в три раза больше.

Планы на будущее?

Укрепить позиции и идти вперед! Продолжать осваивать УФО. Главное – очень люблю свою работу. Многие говорят: «Опять завтра на работу…» – у меня нет такого. Много чего в жизни пробовал: делал водопровод, газопровод… Но настоящую радость получаю от того, что строю дороги и сейчас вот детский садик. Прихожу, смотрю, что сделано там, где сам закладывал фундамент, вижу сложные элементы, закругленные окна, арки, поднимаюсь на третий этаж стройки – и внутри радость. Есть мечта – построить в городе церковь. Где я буду через 10 лет, чем буду заниматься? Не знаю. Но всё, что хочу делать, – пока хочу делать в Тюмени.

Рудик Манукян: Поздравляю Тюменскую область с 70-летием! Это важная дата для каждого жителя, ведь тот успех и лидерство, к которому пришел регион сегодня, – это общая заслуга всех неравнодушных людей.

текст Вероника Мелконян
фото Александр Зубков
Источник: журнал tmn № 19, август–сентябрь 2014

we-enter