17:06 / 15 июня 2018

Сделано из тюменского

Региональные компании, из продуктов которых делают чипсы, наггетсы и йогурт мировые производители

 

Чипсы Lay’s из тюменского картофеля

Чтобы стать партнером международных компаний, нужно пройти массу согласований и проверок по европейским стандартам – доказать, что ты не хуже голландских или польских производителей. Агрофирма «КРиММ» – одна из немногих тюменских компаний, кому это удалось.

Агрофирма «КРиММ» уже давно сама стала частью европейской системы производства семенного картофеля. В 2013 году были подписаны контракты на поставку семян с ООО «Лэм Уэстон Белая Дача» и ООО «Фрито Лей Мануфактуринг». Первая компания обеспечивает картофелем фри российские рестораны «Макдоналдс», вторая размещает заказы на картофель для производства чипсов Lay’s.

Генеральный директор одного из наиболее технологичных и успешных хозяйств в России «КРиММа» Геннадий Рязанов отмечал, что покупательская способность в последнее время снизилась, и для производителя семян «взаимоотношения с крупными компаниями играют особую роль». Однако, чтобы подписать эти долгосрочные контракты, пришлось выполнить ряд требований.

В 2017 году «КРиММ» поставил «Лэм Уэстон Белая Дача» 2000 тонн семян картофеля, это треть их потребностей. Производители также выращивают специальный сорт, который идет на картофель фри для ресторанной сети «Макдоналдс»

 
 

«Еще четыре года назад из Америки к нам приезжал представитель «Макдоналдса» посмотреть, как его поставщики готовятся к 2016–2017 годам…» – вспоминает Рязанов.

Агрофирме пришлось внедрить некоторые новшества, чтобы соответствовать требованиям партнеров. Поменялся способ обработки семян: раньше делали ее в хранилище, после рекомендаций западных специалистов стали обрабатывать клубни непосредственно в гнезде.

«Это технологически сложный процесс. Специалисты поначалу воспринимали нововведения в штыки. Но, как показало время, метод действительно хороший. Последние два года только так и работаем».

Технологи «Лэм Уэстон Белая Дача» бывают в хозяйстве пять-шесть раз в год. Работа для международных заказчиков автоматически означает регулярные проверки и со стороны европейских контролирующих органов. Представители NAK (голландский сельхознадзор) дважды в год оценивают условия выращивания и хранения семян, смотрят каждое поле.

Сегодня можно оценить, во что вылилось сотрудничество. В этом году «КРиММ» поставил «Лэм Уэстон Белая Дача» 2000 тонн семян картофеля Инноватор, это треть их потребностей. Затем производители выращивают из этих семян сырье, которое идет на картофель фри. «Лэм Уэстон Белая Дача» перерабатывает и отправляет готовый картофель фри по ресторанной сети «Макдоналдс».

Компания «Фрито Лей Мануфактуринг» закупает семена в сопоставимых объемах. Согласование контракта продолжалось почти год. Эксперты компании приезжали оценивать техническую оснащенность, наблюдали за семенным материалом: проверяли на бактериоз, наличие признаков вируса, отслеживали чистоту сорта. Западные партнеры всегда проводят большие испытания, прежде чем выпустить продукт на рынок.

«Не мы на них выходим, а крупные компании сами выбирают себе поставщиков. Еще лет десять назад я неоднократно делал попытки начать работу с ними, но это ничем не увенчалось», – вспоминает Геннадий Рязанов.

Работа для европейских заказчиков автоматически означает особый контроль. Дважды в год оценивают условия выращивания и хранения семян, смотрят каждое поле

 
 

В случае с «Фрито Лей Мануфактуринг» помогло то, что компания изменила свою политику – переориентировалась на российских поставщиков из соображений экономической целесообразности. Однако требования к производству оставила европейскими.

Подобное внимание к сырьевой базе – качество, которому россиянам стоит поучиться у иностранцев, считает Геннадий Рязанов. Они объехали всю Россию в поисках подходящих производителей: сначала в списке было шесть или восемь хозяйств, потом «КРиММ» оказался в четверке.

«Что касается сельского хозяйства, мы многое перенимаем у европейцев, – говорит Геннадий Рязанов. – Российская наука, к сожалению, оторвана от практики: средства защиты от болезней, гербициды – всё импортное. Плюс технологии посадки, полива, сбора урожая, его хранения…»

Руководитель упоровской агрофирмы приводит в пример германский сорт картофеля Гала. Если оценивать Галу по десятибалльной системе, заслужит «десятку», а самые лучшие российские сорта – только пять-шесть баллов. Поэтому ориентироваться в сельском хозяйстве на европейцев – не то что не зазорно, а именно то, что нужно российским производителям, чтобы идти в ногу со временем.

Помогает ли это росту нашего производителя?

«В России не так много семеноводов, это, видимо, проблемная отрасль. «Фрито Лей Мануфактуринг» согласны покупать у нас неограниченное количество, даже миллион миниклубней, но мы к этому еще не готовы».

Вместо погони за количеством тюменский производитель верен европейским стандартам, тем более когда и для партнеров этот критерий – главный. «КРиММ» даже увеличивает число иностранных контрактов: планирует поставлять семена финско-голландской компании HZPC. По словам Геннадия Рязанова, с голландцами у тюменских производителей сложились особенно теплые отношения.

«Недавно встречались с голландскими партнерами, подводили промежуточные итоги. Оказалось, что по оборудованию мы работаем с девятью голландскими компаниями. Посчитали, что с 2015 по 2018 год денежный оборот между нами составит 9,5 млн евро».

Урожай 2017 года принес агрофирме «КРиММ» 102 000 тонн картофеля. Это рекорд компании и одновременно общероссийское достижение: в среднем по стране урожайность составляет 15–20 тонн картофеля с гектара, упоровское хозяйство получило 50 тонн. Геннадий Рязанов относится к статистике философски, говорит, что просто остальные игроки слабоваты. Для него более важно, что его продукцию ценят мировые бренды.

 
 
 


 
 

Наггетсы KFC из тюменского бройлера


Придя в 2015 году в Тюменский регион, американская сеть быстрого питания KFC уже знала, где будет закупать куриное мясо. Группа «ПРОДО» сотрудничает с ней по всей России.

«Мы долго готовились к работе с ними, построили целый цех по приготовлению куриных полуфабрикатов, – говорит директор «ПРОДО Тюменский бройлер» Оксана Величко. – Там такие высокие стандарты, которые подойдут и любой другой международной компании».

Производственная мощность нового объекта составила 100 тонн в месяц. Такой объем покрывает нужды ресторанов в Тюменской области. С заводами, входящими в группу «Продо», KFC сотрудничает также и в других регионах – в Омской, Новосибирской областях. На первой конференции поставщиков год назад KFC отметила предприятия группы «Продо» одними из первых в списке надежных партнеров – за «своевременные поставки в полном объеме».

KFC развивает сеть ресторанов быстрого обслуживания по всей России, им нужны надежные поставщики

 
 

«KFC развивает сеть ресторанов быстрого обслуживания по всей России, им нужны надежные поставщики, – отмечает Оксана Величко. – Они специализируются на мясе птицы. И им требуется именно охлажденное мясо птицы, не замороженное! А охлажденное может дать только местный производитель: из Америки и Новой Зеландии оно, естественно, не приедет».

Требования к производству ожидаемо высокие. Стерильность в цехе – практически как в операционной. Мясо требует ручной обработки. Каждый кусочек должен быть определенного веса. В остальном это то же самое полезное и вкусное мясо с каскаринского конвейера.

Вместе мы выстраиваем долгосрочные программы по объемам и ценам. Мы знаем, какой объем гарантированно уйдет. Каждый день мы поставляем KFC свежее, приготовленное специально для них куриное мясо

 
 


«Наше партнерство хорошо тем, что мы выстраиваем долгосрочные программы по объемам и ценам. Мы знаем, какой объем гарантированно уйдет по определенной цене. Очень удобно. Каждый день мы поставляем им свежее, приготовленное специально для них куриное мясо».

Можно сказать, что посетители KFC едят местный продукт. К слову, даже сын Оксаны Величко, студент, водил друзей отмечать праздники в KFC, потому что куриное мясо в рестораны поставляет «ПРОДО Тюменский бройлер».

 
 
 


 
 

Французский йогурт из исетского молока

В европейских подразделениях Danone отсутствует специальная служба по контролю за качеством молока. Но она есть в Китае и России.

Василий Редин, который 14 лет отвечал в Danone за работу с поставщиками, говорил, что поначалу молока, соответствующего всем требованиям, в России попросту не существовало.

В Danone готовы давать рекомендации, как улучшать воспроизводство стада, оптимизировать кормление. Расти поставщикам есть куда

 
 

Зато в Тюменской области сразу несколько предприятий являются поставщиками ялуторовского завода компании. Это давний партнер французов – «ЭкоНива-АПК Холдинг» и агро фирма «Междуречье». ГК «Дамате» строит молочно-товарный комплекс на 4600 голов. А компания «ЗапСибХлеб-Исеть» отдает производителю весь объем молока – 30 тонн в день.

Исполнительный директор «ЗапСибХлеб-Исети» Александр Малышкин говорит, что с самого начала хотел строить современный комплекс. Он съездил в США и исетское предприятие стало первым, кто в 2013 году завез коров из Америки. Компания выращивает кормовые и зерновые культуры на площади в 10 тысяч га. Мегаферма на 1700 голов оснащена по последнему слову агротехники.

В Danone готовы давать рекомендации, как улучшать воспроизводство стада, оптимизировать кормление. Расти поставщикам есть куда. Потребности ялуторовского завода Danone – около 600 тонн в сутки.

 


*источник: журнал tmn №34 (сентябрь–ноябрь 2017)


 


Проект подготовила: Вероника Мелконян
Текст: Дмитрий Зайцев