18:05 / 20 мая 2016

Кубики для экобизнеса

Копия Экоферма сверху

Владелец «Экоферма «Коновалово» Александр Коновалов и бизнес-тренер Олег Банных рассказали о тенденциях экобизнеса.

tmn_2015_5_Велижанин Д.А._2

Олег Банных,

бизнес-тренер
и деловой журналист

tmn_2015_5__mg_7781_1

Александр Коновалов,

владелец комплекса
«Экоферма «Коновалово»

 

tmn: Александр, семь лет назад вы продали бурно растущий бизнес и ушли в фермерство. Почему приняли такое кардинальное решение?

Александр Коновалов: За это дело я взялся из осознания печального факта, что при всех своих тогдашних капиталах не мог накормить здоровой едой самых дорогих мне людей: жену, дочерей, внучек… Опыта не было никакого: по профессии я инженер-машиностроитель, а проданный бизнес был связан с созданием международной сети по продвижению продуктов питания. Побывал в 80 странах, несколько лет работал в Европе. Вживую увидел работу множества ферм, в том числе производящих экопродукцию… Результат семилетней работы – многопрофильный агротуристический комплекс «Экоферма «Коновалово» на пяти гектарах в 130 км от Москвы. В деятельность фермы по производству сертифицированных по экостандартам молока, крольчатины, яиц и других продуктов также входит их переработка и продажа в фирменной торговой сети, загородный гостиничный комплекс на 50 мест, интернет-магазин по продаже экопродукции от сотни партнеров…
 
 

Олег, а как вы из бизнес-тренерства попали в агробизнес?

Олег Банных: Это семейное. Отец еще в 1989 году создал фермерское хозяйство. Сегодня это довольно известный в Екатеринбурге бренд по производству овощных салатов. Я к этому не имею никакого отношения, но как специалиста по бизнес-моделям меня всегда терзал вопрос. Скажем, отец каждый год садил в землю капустное семечко ценой в один рубль. К осени семечко превращалось в полупудовый кочан ценой в пятьдесят рублей. Если кочан измельчить и добавить к нему рассола, то получим салат на общую сумму рублей в семьсот. Итого за год путь «от семечка до салата» – это 70 000% доходности на инвестиции. Спрашивается: отчего при таких барышах у наших крестьян в очах такая грусть…
 
 

Это вопрос риторический?

Олег Банных: Да нет. В ответе на него – суть нашей работы в объединении «Экокластер». Природа, если ей не мешать, а помогать – до неприличия эффективна и прибыльна. В «Экокластере» мы ищем технологии и бизнес-модели, позволяющие работать с эффективностью хотя бы не намного ниже, чем заложена в природе. Такой бизнес мы называем экобизнесом…
 
 

А в чем неправильность «обычных» технологий и бизнес-моделей?

Александр Коновалов: Например, азотные удобрения с чудовищной энергоемкостью добывают на специальных заводах из воздуха, затем везут за тысячи верст, разбрасывают с помощью тяжелой техники на поля, теряют при этом половину удобрения и травят окрестные воды аммиаком. В природе то же самое даром проделывают микробы, добывая азот из окружающего воздуха и точечно доставляя его прямо к корням растений. Спрашивается: к чему столько лишних телодвижений со строительством химзаводов при наличии даровых и на порядок более эффективных «производителей мочевины»?

Олег Банных: Еще пример. Нашими основными кормильцами и поильцами являются два десятка крупнейших пищевых корпораций, массово производящих еду где-то в одном месте, консервирующих ее и развозящих по миру при среднем пробеге от «поля до прилавка» в 1500 км. Чтобы продать это «химизированное нечто» в больших объемах нужна сложная и дорогая система распределения с тотальной рекламой. Затраты на консервацию, логистику, торговлю и рекламу еды составляют не менее половины ее цены. Не глупость ли тратить половину денег на оплату затрат по убеждению нас кушать отраву и удобства по ее покупке?
 
 

tmn_2016_1__DSC2877_1

В «Экокластере» мы ищем технологии и бизнес-модели, позволяющие работать с эффективностью хотя бы не намного ниже, чем заложена в природе. Такой бизнес мы называем экобизнесом…

 

И вы хотите с этим бороться?

Олег Банных: Староваты мы уже для битв. С нашими партнерами мы разрабатываем альтернативные индустриальному агробизнесу технологические, организационные и бизнесовые стратегии, позволяющие, как было ранее сказано, хотя бы не потерять заложенную в природе эффективность. Есть полная уверенность, что агробизнес вполне созрел для их применения…
 
 

Можете привести примеры?

Александр Коновалов: Предлагаю плясать от печки, от обычной кирпичной печки. За сто последних лет здесь произошла настоящая революция: созданы и опробованы по всему миру современные печи с КПД под 95%, сверхэкономичные, абсолютно безопасные, работающие на любом топливе (вплоть до водородного) и настраиваемые конструкционно под любые нужды. Печи – это по-настоящему автономная, а сейчас уже и очень эффективная энергетика, применимая практически во всех сферах агробизнеса.

Олег Банных: Кстати, технологический приоритет здесь у России, где последние столет развивалась уникальная школа печестроения. А один из ее гуру – Игорь Викторович Кузнецов – член команды «Экокластера». Поэтому уже сегодня доступен полный спектр печной энергетики для отопления теплиц, цехов, любых зданий, для заготовки и переработки продукции, для оздоровительных комплексов и многих других применений…
 
 

Русская печка в теплицах?

Александр Коновалов: Это как раз наша фирменная разработка: небольшой агромодуль размером от полутора до 10 соток по круглогодичному выращиванию растений, животных, птиц, рыб в любой комбинации. В ней реализованы три главные технологии: «солнечная теплица», колпаковые печи Кузнецова и замкнутый биоцикл Шапиро. Устройство «солнечной теплицы» позволяет максимально аккумулировать даровое солнечное тепло и в разы снизить потребление внешней энергии. Печь Кузнецова в виде стены-печи полностью обеспечивает нужный микроклимат в любое время года с минимумом затрат на топливо. А «замкнутый биоцикл» – это пример воспроизводства в контролируемых условиях работы тех самых микробов, которые «замещают» химзаводы индустриального агробизнеса. Микробы «работают» в специальных биомодулях, где происходит полная переработка всей органики фермы в плодородную почву и биопрепараты, что позволяет практически полностью отказаться от покупной химии всех видов…
 
 

Вы полагаете, что эти фермы «на 10 соток» смогут конкурировать с агрохолдингами?

Олег Банных: Даже консервативная ФАО признала, что будущее агробизнеса – это сеть высокотехнологичных микро, малых и средних экоферм, дающих три-пять урожаев разнообразной биологически безопасной продукции и продающих ее по прямым сетевым заказам в зоне до ста верст, как правило, постоянным клиентам, которые лично знают хозяина. Мы дожили до всего того, о чем сорок лет назад писал Эрнст Шумахер в своей знаменитой книге «Малое прекрасно»: распад индустриальных монстров на малые самостоятельные ячейки, управляемые через сеть и дешевую логистику…
 
 

Ко

В «Экоферме «Коновалово» до уровня тиражируемой франшизы отработана и экоферма, и стандарты агротуризма, и организация сети фирменных фрешмаркетов по торговле биологически безопасной и натуральной продукцией

 

А что с индустриальным агробизнесом?

Александр Коновалов: Он займет свою нишу. При производстве пшеницы, сахарной свеклы, подсолнечника, технических культур эффект масштаба и стандартизация процесса пока перевешивают экологический ущерб, хотя и здесь широко начинает осваиваться беспахатное земледелие, экономящее до 60% энергии. Но основная масса овощей, зелени, мяса, молока, продуктов их переработки будут производиться на малых высокотехнологичных, во многом автоматизированных и роботизированных экофермах. В молочном бизнесе это уже реальность: системы роботизированного доения широко распространяются, они максимально рентабельны именно на ферме до 100 коров…
 
 

То есть все-таки малые экофермы – это не «возврат к сохе»?

Олег Банных: Это не только не «возврат к сохе», но и сами они являются некими «кубиками», которые могут быть положены в основание более крупных форматов экобизнеса. Например, если к экоферме добавить агротуризм и торговлю экопродуктами, то получим агротуристический комплекс. У «Экокластера» в их создании, наверное, лучший опыт в стране: в «Экоферме «Коновалово» до уровня тиражируемой франшизы отработана и экоферма, и стандарты агротуризма, и организация сети фирменных фрешмаркетов по торговле биологически безопасной и натуральной продукцией под личную гарантию Александра Коновалова. Формат агротуристических комплексов (АТК) очень востребован: сейчас мы участвуем в нескольких проектах подобного рода…

Александр Коновалов: Но есть еще более интересный формат, который мы назвали семейным агротуристическим парком. Парк располагается не далее часа езды от крупного города в экологичном и красивом месте. В нем около двух десятков небольших гостевых домов с живым теплом от русских печей, в которых с удобством может жить семья из четырех человек. В парке построены небольшие экофермы в формате шоу-рум, демонстрирующие все основные агротехнологии. Эко-продукцию можно купить в фирменных фрешмаркетах, куда ее поставляют сертифицированные партнеры-экофермеры. В ремесленном центре дети с родителями могут освоить целый ряд навыков: выпечку хлеба на живом огне, ковку, гончарное мастерство, постройку лодок и прочее. В гастрономическом центре для посетителей агропарка на огне готовятся обеды из натуральных продуктов и на его же базе проводятся гастрономические фестивали. Спортивная площадка, квест-тропы, веревочный парк, рыбалка и многие другие занятия – всё это позволит людям реально «выпрыгнуть» из беличьего колеса города и с пользой побыть день-два всей семьей…
 

Фото Коновалов А.

Optimized-20151102_110613
 

Конечно, заманчиво. Агропарки тоже в планах «Экокластера»?

Александр Коновалов: В процессе проектирования два агропарка: в Подмосковье агропарк «Экоферма» и под Екатеринбургом агропарк «Васильево Село». В процессе обсуждения агропарки в Башкирии и Сочи. Есть некоторые соображения по агропарку в Тобольске, в Абалаке… Общий наш план – в создании национальной сети агропарков, работающих по единым стандартам, но, естественно, с полным учетом региональной специфики…
 
 

Но согласитесь, что местный агротуризм – это все-таки не «мировой масштаб». Массовые заезды к арабам и туркам, несмотря на известные препятствия, неизбежны…

Олег Банных: Мы шатаемся по миру только потому, что нет повода и интереса ходить в гости друг к другу: кому интересны наши городские скворечники и стандартная тефлоновая еда? Но представьте, что в дополнение к экоферме Александра кто-то из тобольцев освоил производство наливок и варений из сибирских дикоросов, а некто из Екатеринбурга что-нибудь из печной гастрономии. И куда интереснее выехать семьей: к туркам-арабам или к друзьям в «Коновалово» на дегустацию козьего сыра с вялеными помидорами; на масленицу в «Васильево Село», где тебе защипнут с десяток видов пирогов; на берег Иртыша, где после баньки поднесут наливку из дикой рябины с морошкой… А если таких экоферм и агропарков пара сотен, да если их программа и меню меняются понедельно и находятся они максимум в трех часах езды на авто…
 


*источник: журнал tmn №28 (апрель–май 2016)


Текст: Илья Серебрянников
фото предоставлены пресс-службой

Свидетельство о регистрации СМИ Эл № ФС77-56899 выдано федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор) 30.01.2014 г.
Яндекс.Метрика