we-enter
12:07 / 10 Июль 2012

Новый взгляд на историю пивоварения

Новый взгляд на историю пивоварения

3 июля в Тюменской галерее современного искусства состоялось открытие необычной выставки «Пивоварение: Урал, Сибирь и Европа. Сквозь призму столетий». Из Копенгагена в Тюмень прибыли исторические пивные плакаты и ретро-фотографии из коллекции группы компаний Carlsberg.

we-enter

Екатеринбургский музей этикетки привез уникальные старинные этикетки пива, производимого на Урале и в Сибири в конце XIX – начале XX века. Особое место в экспозиции заняли фотографии о посещении Копенгагена и датского пивоваренного завода Carlsberg первым космонавтом Земли Юрием Гагариным.

Организаторы выставки, «Балтика», входящая в группу компаний Carlsberg, и Музей этикетки из Екатеринбурга на известной площадке Галереи современного искусства, продемонстрировали представителям научного, культурного сообщества города и журналистам необычную экспозицию, объединяющую в себе европейское наследие и российские традиции в области пивоварения.

Представленные экспонаты, по мнению участников мероприятия, давно перешагнули рекламные границы и являются культурным наследием

И если бережное отношение европейцев к своей истории уже давно не требует доказательств, то история России, региона и города современниками порой воспринимается неоднозначно.

Владимир Микитюк, уральский краевед, научный сотрудник Института истории и археологии Уральского отделения РАН: 

«Благодаря подобным выставкам происходит постепенное восстановление истории. В дореволюционной России стали появляться пивные рестораны с музыкой, с развлечениями для благородных людей и интеллигенции. Затем – заведения, напоминающие современные пабы, где люди не столько пили, сколько проводили время за беседой. Зарождалась культура потребления пива. Факты, которые мы обнаруживаем, помогают установить связь между дореволюционными традициями и настоящим временем. Прекрасно, что компания «Балтика» занимается таким делом – это ведь связано не только с конкретным заводом, но и со всем урало-сибирским пивоварением. Очень много необычных поворотов и исторических коллизий открываются исследователю после подобных выставок».

Музей этикетки из Екатеринбурга, один из немногих музеев в России, который занимается историей рекламы, графического дизайна. Он представил на выставке коллекцию редких этикеток пива конца XIX – начала ХХ столетия, в том числе первых на Урале, а также этикетки для продукции «питейного короля» Урала Альфонса Поклевского-Козелл.

 Новый взгляд на историю пивоварения

Александр Ярков, доктор исторических наук, профессор Института гуманитарных исследований, заведующий сектором изучения этноконфессиальных отношений:

«Традиции пивоварения зародились в Сибири лишь в конце XIX века, но со временем культура употребления пива органично вписалась в нашу жизнь. Показательными в этом плане являются представленные на выставке пивные этикетки местных пивоваренных производств XIX–XX столетий. Они – «говорящие» и, хотя являются массовым производством, выполнены на очень хорошем художественном уровне. В них проявляются наши местные особенности, культурные традиции, которые необходимо пытаться переосмыслить и использовать в современной рекламной продукции».

Особой частью экспозиции стали первые пивные плакаты скандинавских художников конца XIX– начала XXвека разных стилей и направлений из коллекции группы компаний Carlsberg. Плакаты, представленные на выставке, можно рассматривать с точки зрения культурологии, изучая развитие рекламы и фотографии во времени и пространстве.

Оксана Костко,искусствовед, заведующая отделом классического искусства музейного комплекса им. И.Я. Словцова, доцент кафедры дизайна архитектурной среды Тюменского государственного архитектурно-строительного университета, член Союза художников России:

«На этой выставке представлены очень интересные вещи, которые позволяют видеть искусство рекламы в ретроспективе. На самых старых плакатах помимо стандартной подачи рекламы напитка есть некая традиционная уловка. К примеру, товар рекламирует красивая женщина. Она сама по себе уже привлекает внимание, и становится неважно, будет она держать в руках бутылку воды или пиво. Сейчас ситуация совсем иная: конкуренция со временем становится жестче, а потребительский вкус более взыскательным. И соответственно рекламная продукция совершенствуется. Прямой угол подачи переходит к ассоциативным моментам».

Большой интерес у гостей Галереи вызвали уникальные фотографии о посещении Копенгагена и датского пивоваренного завода Carlsberg первым космонавтом Земли Юрием Гагариным. Торжественный и незабываемый для датчан и сотрудников Carlsberg визит Героя Советского Союза состоялся почти 50 лет назад, 7 сентября 1962 года. Фотографии тех лет демонстрируют всеобщее признание неоценимого вклада, внесенного космонавтом, первым в истории человечества облетевшим планету Земля.

Зинаида Черниева, искусствовед, кандидат культурологии, доцент кафедры истории искусствоведения и музейного дела Тюменской государственной академии культуры искусств и социальных технологий:

«Тюмень не избалована подобными мероприятиями, а ведь они очень интересны и простой публике, и искусствоведам. Для меня на выставке «Пивоварение: Сибирь, Урал и Европа. Сквозь призму столетий» особый искусствоведческий интерес вызвали этикетки, открытки и плакаты. В них чувствуется стиль, прослеживаются вкусы прошлых времен. И хотя экспонаты представляют разный уровень художественной ценности, при этом, несомненно, все они отражают дух эпохи. Отлично сделан обзор экспозиции специалистами, которых организаторы пригласили на открытие: здесь звучали интересные для меня мнения историков и краеведов, услышала много необычных исторических фактов».

На открытии выставки гости смогли ознакомиться с презентацией об истории пивоварения на Урале и в Сибири, обменивались точками зрения. Посетители согласились с тем, что культура потребления пива, ответственного отношения к этому продукту характерна не только для Европы, но и России, просто нужно вспомнить ее и снова развивать.

Выставка «Пивоварение: Урал, Сибирь и Европа. Сквозь призму столетий» будет ждать посетителей до 17 июля в Галерее современного искусства по адресу: Тюмень, ул. Луначарского, 28. Экспозиция открыта ежедневно с 10 до 19 часов. Вход свободный.

we-enter