we-enter
13:12 / 22 Декабрь 2015

Новые ниши малого бизнеса

Как сделать сотрудников эффективными?

В чем сошлись эксперты: ниши для самодостаточного малого бизнеса.

we-enter

Задача найти для предпринимателей новые возможности амбициозная, но решаемая, если допустить определенную степень гибкости. Их не нужно высасывать из пальца – деловое сообщество само постепенно вникает в непривычный контекст и, пока осторожно, но достаточно единодушно, формулирует новые тренды. Одно из таких обсуждений состоялось на прошлой неделе – 16 декабря в Тюмени прошел Круглый стол «Перспективные рыночные ниши для малого бизнеса в новых условиях».

Однако, зачем нам нужен поиск новых рыночных ниш?

Есть такая точка зрения: «Нам бы удержать те, где мы работаем». Почему сегодня можно говорить о новых стратегических направлениях для малых предприятий с устойчивым спросом на годы вперед? И почему выполнение этой задачи на уровне региона имеет последствия, выходящие далеко за границы вопроса обеспеченности рабочими местами и использования местных ресурсов?

Ответ очевиден, если задуматься над некоторыми фактами. Валовый региональный продукт Тюменской области в 2013-м году составил 5 017,8 млрд рублей, в том числе ВРП юга Тюменской области – 854,8 млрд рублей. При этом, если проанализировать торговое сальдо Тюменской области с другими регионами России, то можно увидеть, что за тот же год было ввезено 12,1 млн тонн мяса и мяса птицы, 3,2 млн условных банок мясных консервов, 8,1 млн тонн колбасных изделий, 1,7 млн тонн сыров и сырных продуктов, 0,8 млн тонн сливочного масла и даже 3 тысяч куб.м. древесины. По самым скромным оценкам в оптовых ценах это более 4 млрд руб.

О чем это свидетельствует?

Сегодня в Тюменской области на долю добычи полезных ископаемых приходится более 55% ВРП. Если же учесть, что основная доля работы обрабатывающих производств, строительства и транспорта также приходится на обслуживание нефтегазового сектора, мы получаем порядка 70% ВРП, образованных в топливно-энергетическом комплексе. К слову, на сельское хозяйство даже по югу Тюменской области приходится лишь 0,9% регионального продукта.

Сопоставление приведенных цифр явно показывает следующее: мы живем в режиме рантье. Регион извлекает полезные ископаемые и продает их за пределы. Заработанные средства, казалось бы пришедшие в Тюменскую область, закономерно уходят опять же за ее пределы на приобретение продукции конечного потребления – продуктов питания, одежды, предметов быта… То есть, средства, которые могли бы оставаться в распоряжении нашей территории, уходят за ее пределы обслуживать чужую инвестиционную и производственную деятельность. К слову, при оценке проектов предприятий несырьевых секторов экономики банки не принимают в расчет доходы от продажи невозобновимых ресурсов, пусть и систематической, так как не считают это бизнесом: есть над чем задуматься.

Динамика структуры ВРП и по югу и по округам за 10 лет указывает на стабильность такой ситуации – она мало изменилась. Однако, в регионе за ряд последних лет был заложен существенный потенциал укрепления таких секторов, как сельское хозяйство, рыбоводство, обрабатывающие производства, сфера гостеприимства и транспорт. Здесь уже выбор каждого – самостоятельно создавать в этих направлениях инвестиционные проекты или обсуживать инвестиционные проекты крупного и среднего бизнеса, – но важность и перспективность этих секторов в среднесрочной и долгосрочной перспективе бесспорна.
 

Image00007

Основные направления, которые были названы экспертами круглого стола, выглядят следующим образом.

• Дмитрий Кошелев, опираясь на закономерности жизненных циклов отраслей, обозначил следующие перспективные сферы, где малый бизнес может развиваться самостоятельно: производство мебели, строительство, гостиницы и рестораны. Вместе с тем, может быть избрана стратегия обслуживания среднего и крупного бизнеса. В этом случае он рекомендует работать с наиболее технологичными отраслями – они обеспечат стабильность рынка сбыта: «У высокотехнологичных отраслей – бурный рост, несмотря на кризис».
 
• Андрей Пантелеев отметил перспективность сельскохозяйственного производства – объем розничной торговли продуктами питания на юге области составляет 140 млрд рублей в год. В качестве инструмента он предложил рассмотреть агрофраншизы. Второй акцент эксперт поставил на одиночную розничную торговлю – магазины пошаговой доступности. Его рекомендация – консолидироваться и двигаться в сторону растущего запроса потребителя на качественный местный продукт: «У маленьких магазинов нет выхода, как объединяться и искать способ выжить. Надо показывать другой товар, более качественный, чем сети».
 
• Антон Машуков обратил внимание участников, что малому бизнесу не стоит браться за создание чего-то принципиально нового: «Если вы понимаете, что возле крупных направлений есть решение небольших локальных задач, то возможно именно этим стоит заниматься. Инновационный малый бизнес вынужден занимать те ниши, которые не интересны крупным игрокам». Ни по уровню компетенций, ни по объему возможного привлечения ресурсов, ни по возможности работать в режиме вложений на длинной дистанции малый бизнес не способен конкурировать с крупным. Возможно, поэтому инновационные инициативы в сферах IT и строительных технологий вызывают у эксперта сомнения.
 
• Олег Чемезов привлек внимание участников круглого стола к мысли, проскользнувшей еще в начале мероприятия: «Не пытайтесь конкурировать с тем, что технологично... Ниши надо искать в тех товарах, которые завозятся сейчас в Тюменскую область». При этом он особо подчеркнул, что эффективность будущего бизнеса важно оценить без учета какой-либо государственной поддержки – он должен быть рентабельным в любом случае.
 
• Руслан Цицкиев, продолжая этот вектор, указал на два важных аспекта. Первое – необходимо смотреть шире, выходить за пределы внутреннего спроса региона, таким образом, рассматривая рынки сбыта соседних субъектов Федерации и даже зарубежные рынки. Второе – нужно идти в те сферы, где отрегулирована правовая среда. Там участники рынка находятся в прозрачных, понятных условиях с минимальными юридическими рисками.
 
• Николай Пуртов еще в большей степени «приземлил» идею идти от рынка, и представил «формулу успеха», которую использует Фонд Инвестиционное агентство Тюменской области при работе с предпринимателями: «продавая – производи». Это значит, что вначале нужно понять рынок, оценить его и, главное, научиться работать на этом рынке. Только под понятную и проверенную на практике потребность рекомендуется создавать производство. Эксперт обозначил ряд сфер, которые сегодня имеют значительный потенциал: производство продуктов питания длительного срока хранения, агропромышленный комплекс, придорожный сервис.
 
• Эдуард Абдуллин обозначил диаметрально противоположную позицию по использованию франшиз и организации производства товаров, которые ввозятся в регион: «я не согласен ни с кем… У нас в области все ресурсы дороже. Надо занимать те ниши, которых нет... Надо искать те продукты, которые изначально имеют хорошую сырьевую базу». Вторая важная идея, озвученная им – специализация на обслуживании корпоративного, муниципального и регионального заказов: транспорт, охрана, питание, производство и утилизация тары, производство массово потребляемых комплектующих. И третья идея – оперирование рынком «большой» Тюменской области: «в городах этих округов огромная ниша для реализации товаров».
 
• Сергей Шелихов поддержал эту идею Эдуарда Абдуллина о рынке большого региона: «Поверьте, Тюменская область с юга на север – это практически целая европейская страна. Те вещи, которые для нас на юге являются комфортными, на севере их просто нет». В качестве яркого кейса выхода за пределы домашнего региона и создания нового качественного предложения на уже структурированном рынке эксперт привел историю развития бренда «Красное и белое». Сеть выросла из местного торгового бизнеса в Челябинской области.
 
• Равшан Ибрагимов, оставаясь верным сфере социального предпринимательства, подтвердил, что и здесь сегодня сохраняется долгосрочный потенциал – работа с детьми, дополнительное образование.

 

Как видите, не обошлось без столкновения, казалось бы, диаметрально противоположных взглядов. Акцентирую два основных.

Первое:
- Новые ниши надо искать в тех товарах, которые ввозятся в Тюменскую область… /Олег Чемезов/.
- Не надо производить то, что ввозится. Ввозится очень дешевый массовый товар, конкурировать с ним вы не сможете – ценообразование повторить такое вы не сможете… Надо занимать те ниши, которых нет. /Эдуард Абдуллин/.

И второе:
- Не надо иметь больших знаний, чтобы состояться как предприниматель: франчайзинг, агрофранчайзинг… /Андрей Пантелеев/.
- Франшиза – это лукавство, это жесткие условия, где легко войти, но сложно выйти. /Эдуард Абдуллин/.
 

Участники круглого стола позитивно оценили возникшую дискуссию. Были противоречия и по другим вопросам. Но если всмотреться в корень и понять, что истина, как всегда, посередине, то эти противоречия не столь радикальны.
Все эксперты сошлись в следующем:

• Отталкивайтесь от спроса – идите от реальных потребностей розничных клиентов или крупных компаний, то есть двигайтесь за рынком, а не пытайтесь формировать его. При этом не каждый рынок подойдет – важна экономика, втридорога никто покупать не будет. Малый бизнес просто не обладает для этого достаточными ресурсами. «Разработчики инновационных решений практически никогда не являются бенефициарами при коммерциализации их изобретений», – прокомментировал эту особенность Антон Машуков применительно к инновационному рынку.
При этом вы можете заполнять рынок тем, что в нашем регионе еще никто не предлагает, следуя рекомендациям Эдуарда Абдуллина. В то же время вы можете произвести более качественно при аналогичной цене или дешевле при аналогичном качестве продукт, ввозимый в регион. Тогда вы пойдете по пути, на который обратил внимание Олег Чемезов. Это разные стратегии, но в любом случае вы идете от реальной потребности;
 
• Вторая рекомендация – максимально вкладываться в развитие собственных компетенций и опираться на существующие ресурсы. «Не бойтесь учиться. Развивайтесь, чтобы быть успешными – ваши компетенции работают на вас», – отметил председатель правления Управляющей компании «Партиком».
 
• Третья – не опирайтесь на систему государственной поддержки, как на нечто гарантированное и стабильное. Бизнес должен быть коммерчески самодостаточным без учета любых форм поддержки. «На государственную поддержку ориентироваться не стоит. В финансовом анализе мы не учитываем ее, потому что она может быть, а может и не быть ее», – подчеркнул Сергей Шелихов. Ему вторит Равшан Ибрагимов: «Когда начинаешь делать бизнес, ты остаешься наедине с собой».

 

По итогам общения вышло, что в главном позиции схожи

Аудитория круглого стола также выступила коллективным экспертом, ответив на ряд вопросов в анкетах. Сегодня ключевым риском участники считают сокращение объемов платежеспособного спроса на различных рынках – закономерно и предсказуемо. Выявилось единство с экспертами и в части понимания перспективных ниш. Были указаны как направления обслуживания крупного бизнеса, в том числе, нефтегазового, так и сектор работы с потребительскими товарами и услугами: АПК, переработка и производство продуктов питания, услуги населению.

Похоже, тюменский бизнес «договорился» о своем будущем и в ближайшие годы мы можем стать свидетелями устойчивых изменений в структуре региональной экономики. Если этот процесс пойдет правильно, то все большая доля валового регионального продукта будет оставаться дома и обсуживать рост экономики Тюменской области.

Эксперты круглого стола

Дмитрий Кошелев, член комиссии по образованию, науке и инновациям Общественной палаты Тюменской области, член NeuroNet НТИ, предприниматель.
 
Андрей Пантелеев, начальник управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области.
 
Антон Машуков, председатель комитета по инновациям Тюменской области.
 
Олег Чемезов, депутат Тюменской областной думы, член комитета по экономической политике и природопользованию, руководитель группы АСИ в Тюменской области, председатель правления УК «Партиком».
 
Николай Пуртов, заместитель директора Фонда Инвестиционное агентство Тюменской области.
 
Руслан Цицкиев, президент Ассоциации производственно-торговых предприятий Тюменской области «Оцелот».
 
Эдуард Абдуллин, президент Торгово-промышленной палаты Тюменской области.
 
Равшан Ибрагимов, создатель и руководитель Центра музыкального и художественного развития Romantic sound.
 
Сергей Шелихов, региональный директор Тюменского филиала ОАО «Промсвязьбанк».

 

Круглый стол «Перспективные рыночные ниши для малого бизнеса в новых условиях» был организован Фондом Инвестиционное агентство Тюменской области и Группой Венчурных Инвестиций при организационном содействии Тюменского регионального отделения «Деловой России» и Русской Школы Управления.

Информационными партнерами мероприятия выступили журнал tmn, Вслух.ру, Афиша Бизнес Событий, Events72.ru и Тюменское время. За располагающую к общению атмосферу особо благодарим нашего гостеприимного партнера tmn cafe.

В самое ближайшее время видеозапись круглого стола будет размещена на YouTube канале «Мастер-завтрак в tmn cafe»
 

35645

Текст: Антон Язовских

we-enter