we-enter
19:08 / 15 Август 2012

Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы

Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы

Карабаш — город в Челябинской области с населением 15 000 человек. По версии ЮНЕСКО он является самым грязным городом в мире. Портал «Тюмень» публикует фотографии Карабаша сегодняшних дней — тихого, опустевшего, красивого, как декорации к арт-хаусному кино.

we-enter

Карабаш был основан в 1822 году после открытия золотоносных россыпей на месте древнего татарского поселения. Название Карабаш по-татарски означает «черная голова». В начале XX века здесь начали добывать медь. После нескольких десятилетий добычи медной руды и выплавки меди, город стал зоной чрезвычайной экологической ситуации. Изначально на комбинате не было очистных сооружений — во времена СССР об экологии никто не думал.

За 100 лет комбинат успел выжечь и засыпать шлаком огромную территорию вокруг себя. За год работы комбинат выкидывает в атмосферу более 180 тонн газов, которые выпадают в виде кислотных дождей на прилегающую территорию.

 

Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы

 

В XIX веке в долине были открыты залежи медной руды, а в 1837 году был построен первый медеплавильный завод, просуществовавший пять лет. Старый медный завод был вторым медноделательным заводом в долине и был построен в 1907 году. Этот завод проработал три года. В 1910 году в долине возле горы Карабаш был запущен новый медеплавильный завод, который работает до сих пор. Через пять лет после открытия завод производил третью часть всей российской меди.

Гора, находящаяся на границе города, полностью потеряла лесной покров. На Лысой горе в Карабаше создана надпись «Спаси и сохрани». Над ней стоит железный крест из кусков швеллера.

 

Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы

 

А вот и виновник экологической катастрофы — медеплавильный комбинат. В реке Сак-Елга уровень содержания железа в 500 раз превышает допустимую норму. На расстоянии 100 метров от берегов ничего не растет. Эти «лысые» места неизменно привлекают фотографов своим неблагополучным, депрессивным колоритом.

 

Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы

 

После переработки породы остаются тысячи тонн шлака. Его сваливают недалеко от завода. В руде содержится менее 1% меди. Таким образом, чтобы получить одну тонну меди нужно переработать 100 тонн породы.

Медь в породе содержится в виде сульфидов, при обжиге получается сернистый газ SO2. В атмосфере образуется сернистая кислота H2SO3, которая выпадает в виде дождей на окружающей территории.

Карабаш выглядит, как спящая деревушка, в нем не бурлит жизнь. В этих холмах есть своя жутковатая красота. Но картина выглядит, в первую очередь, поучительной: инструкция о том, как не надо обращаться с природой.

 

Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы

 

В конце 1989 года, в связи с кризисной ситуацией в экологии города (экология ухудшается настолько, что в городе вымирает растительность) старое металлургическое производство было остановлено. Пятая часть населения города осталась без работы. Население города уменьшилось до 15 тыс. человек. В 1998 году медеплавильное производство было запущено снова.

  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы
  • Фотопроект «Карабаш»: жизнь после катастрофы

Текст: studeco.samgtu.ru/node/984

Фото: Илья Гостюнин

we-enter