we-enter
08:03 / 4 Март 2013

Экономические прогнозы Тюменской области – 2013

Экономические прогнозы Тюменской области – 2013

24 января в отделении Западно-Сибирского банка Сбербанка России состоялся круглый стол на тему «Экономические прогнозы Тюменской области – 2013».

we-enter

В тонком деле прогнозирования мы решили не отделять теорию от практики, поэтому в свободной форме общую тему обсуждали бизнесмены, представитель власти, ученые. Каждый из них смотрит на перспективы региона через призму собственного опыта и знаний. Нам оставалось только записывать.

СИСТЕМА КООРДИНАТ

Тюмень: Есть мнение, что прогнозирование – дело неблагодарное. Но за столом переговоров в одном из ведущих банков региона собрались представители разных сфер, и если мы соединим свои точки зрения, то, возможно, получим систему координат на будущее и сможем определить место Тюменской области в ней.

Алексей Янин, экс-директор департамента экономики Правительства Тюменской области, кандидат экономических наук, доцент Тюменского государственного университета: Вчера в Давосе проходил круглый стол, примерно такой же, как у нас. Рассматривались сценарии развития России – четыре, и все неблагоприятные. Дмитрий Медведев мягко пытался это опровергнуть, хотя ситуация на самом деле тревожная. Проблема не в том, что вдруг резко упадет цена на нефть. Вряд ли это произойдет. Проблема в другом: экономика практически перестала расти, особенно в сфере промышленности. Некоторый подъем еще сохраняется в сфере услуг, но в промышленности явное закисание. И официальный прогноз Минэкономразвития на 2013 год по ВВП – 3,7%, – конечно, не сбудется. Скорее всего, прибавим около 3%. Я также не разделяю восторгов насчет того, что у нас исчезла одна частная нефтяная компания, а возникла гигантская государственная: половина экономики до сих пор контролируется государством. Когда Игорь Сечин (президент, председатель правления ОАО «НК «Роснефть». – Прим. ред.) встречался с президентом, никаких плюсов, кроме капитализации, ему озвучить не удалось. Вот вы спрашиваете: что делать? Не существует механизмов, которые в короткие сроки позволили бы резко ускорить развитие экономики. Самая главная проблема России – это монополизм экономики. Сейчас можно предпринять ряд действий, но эффект мы почувствуем только в 2014–15 годах. Что делать на уровне государства? Надо увеличивать бюджетные расходы, как делают все развитые страны в сложной экономической ситуации. 

Алексей Янин: — Последние три года ситуация была благополучная, и юг Тюменской области выгодно выделялся по показателям развития, динамике промышленного производства
Алексей Янин: — Последние три года ситуация была благополучная, и юг Тюменской области выгодно выделялся по показателям развития, динамике промышленного производства

Тюмень: Все-таки иногда кажется, что Тюмень – не Россия, ведь по многим показателям мы выгодно отличаемся от других городов. Какие перемены ожидаются у нас в области?

Алексей Янин: В целом, включая автономные округа, последние два года объем промышленного производства также снижается. Мы попали в число явных аутсайдеров, и ключевая проблема – в падении добычи нефти. Это закономерное снижение, оно небольшое: 1–1,5%, и ничего неожиданного и трагического в этом нет. В газовом секторе у нас тоже стагнация.

На юге области ситуация, похоже, очень хорошая. Вчера Тюменьстат опубликовал цифры: рост промышленного производства в прошлом году – 18,5%. В основе такого плюса два момента: во-первых, рост добычи нефти в Уватском районе; во-вторых, бурное развитие жилищного строительства и резкое увеличение производства строительных материалов. Но ни один бум не продолжается вечно. Уже в нынешнем году, в этом я убежден, в сфере реализации квартир, которых в 2012-м построили огромное количество, будут проблемы, а в 2014 году они обострятся. Не секрет, что у нас большинство квартир покупается северянами, и 70–80% из них уже приобрели жилье либо в Тюмени, либо, как они говорят, на «большой земле». Рынок подошел к насыщению. 

Я не разделяю восторгов насчет того, что у нас исчезла одна частная нефтяная компания, а возникла гигантская государственная  

Михаил Бондарь, заместитель директора департамента экономики Тюменской области: Спорить сложно. Однако все-таки добавлю: был обозначен рост строительства и, соответственно, производства материалов для него, а также добычи нефти. Кроме того, у нас мощный подъем в переработке углеводородного сырья за последние три года: активно наращивает темпы Антипинский НПЗ, увеличивает объемы «Тобольск-Нефтехим», плюс высокие показатели в машиностроении и металлообработке, в частности в производстве нефтегазового оборудования. Что касается прогнозов: в 2013 году запускается целый ряд масштабных проектов. Например, крупнейший в стране по мощности (500 тысяч тонн) завод по производству полипропилена «Тобольск-Полимер», металлургический завод «УГМК-Сталь», которые обеспечат существенный прирост производства за счет продукции, которой у нас никогда не выпускалось.

Тюмень: Тюменская область сейчас очень привлекательна для инвестиций…

Михаил Бондарь: Только «Тобольск-Полимер» – это практически 60 млрд рублей инвестиций. Имеющийся управленческий ресурс «СИБУР Холдинга» (в структуру которого входит «Тобольск-Полимер») позволяет надеяться, что компания сможет реализовать заявленный объем продукции и поставить его потребителям России и на экспорт. Плюс у нас будут реализованы инвестиционные проекты по созданию производств компаниями «Бейкер Хьюз», «Кнауф Инсулейшн», «Шаттдекор» и другими, которые принесут рабочие места, дополнительные поступления в бюджет и приведут к определенной диверсификации экономики. Все это наши дополнительные источники дохода, прибыли, налогов.

Алексей Янин: Михаил Николаевич, проект «Тобольск-Полимер», безусловно, очень полезный. Только кто будет продавать полипропилены, где осядет прибыль?

Михаил Бондарь: Налог на прибыль будет поступать в бюджет области. 

СЕРВИСНЫЙ РАЗГОН

Тюмень: Наверняка есть еще и дополнительные пути, как изменить ситуацию в свою пользу, кроме инвестиций.

Любовь Тонышева, заведующая кафедрой экономики товарных рынков Тюменского государственного нефтегазового университета, доктор экономических наук, профессор, заслуженный работник высшей школы РФ: Я бы хотела остановиться на нескольких ключевых моментах. Первый – это пространственные трансформации экономики региона. Необходимо определить приоритеты и направить усилия на создание территориального социально-экономического комплекса, в основе которого должны лежать воспроизводственные процессы, фокусирующиеся в точках роста. В нашей области должны развиваться различные сферы деятельности, а не одна или две, создаваться новые виды бизнеса и иные пространственные образования. Здесь уместно перейти ко второму моменту – развитию сервисной экономики, ведь это определяющая черта современного общества. Например, если мы сравним структурные соотношения количества предприятий в нашем регионе и в других, пропорции будут примерно одинаковые, а вот с точки зрения структуры оборота, по видам экономической деятельности заметны различия. Поэтому сегодня мы просто обязаны усилить сервис. Тем более у нас большие возможности для развития среднего и малого бизнеса. Конечно, приоритетным является нефтегазовый сервис, но ведь он разнообразен: общие услуги, транспортные, логистика, специфические сервисные услуги эксплуатационного характера. Нефтегазовый сервис является интегрированным, а его развитие находит отражение в получении дополнительных выгод различными реципиентами: наука, образование, консалтинг, социальная сфера и другие.

Надо объективно признать: какие-то территории будут развиваться, а какие-то уже сейчас нежизнеспособны

Тюмень:С чего начать?

Любовь Тонышева: Сначала мы должны определить сервисный потенциал, которым располагает Тюменская область, затем оценить, как позиционируются отдельные виды сервисной деятельности, и для каждого сервиса разработать свою стратегию развития, сформировать сервисный портфель. При этом необходимо совершенствование нормативно-правового, организационного, информационного обеспечения. Ну и в качестве следующего момента следует выделить воспроизводство человеческого капитала. Мы можем сколько угодно формировать различные сервисные зоны, но ориентироваться нужно на то, что в этих зонах обязательно должен быть хороший человеческий потенциал. Сейчас имеет место миграция и в регионах, и в целом по России. Однако человек так устроен, что не может позволить себе переехать из одного места в другое просто так: должны быть условия, гарантии. Поэтому надо объективно признать: какие-то территории будут развиваться, а какие-то уже сейчас нежизнеспособны. Мы должны уметь определять эти территориальные точки экономического роста: в одних зонах будет активна производственная сфера, первичный и вторичный секторы экономики, сервисные сферы деятельности. Например, это может быть как север, так и юг Тюменской области. 

Эдуард Омаров, генеральный директор ООО «Кванта+», председатель ТРО «Опора России»: Если у нас свободный формат, то у меня рвется вопрос. Нас часто упрекают в том, что страна – сырьевой придаток. Слово «придаток» почему-то всех смущает, хотя речь идет о нашем конкурентном преимуществе. Вопрос такой: Любовь Леонидовна, есть три сегмента – само сырье, его добыча, производство или переработка и сервис, о котором вы говорите. Как думаете, в каком из этих отдельно взятых блоков наш регион сможет расти наиболее эффективно? В получении сырья, ведь культура и качество добычи еще не достигли высочайших стандартов?

В производстве, где, на мой взгляд, мы намного отстали от мировой экономики? Или все-таки в сервисе, что еще никак не оценено? Мы только начинаем оказывать услуги, связанные с малым и средним бизнесом. У нас не так много ресурсов, чтобы идти широким фронтом.

 Любовь Тонышева: Не получится развивать что-то одно, все должно быть сбалансировано. Сказать, что нужно продвигать только сервисную деятельность, неправильно, потому что она привязана к производственной, а производственная – это добыча и переработка ресурсов.

 

Эдуард Омаров: — Доля малого и среднего бизнеса очень низкая по сравнению с теми странами, с которыми мы все время пытаемся себя сравнивать
Эдуард Омаров: — Доля малого и среднего бизнеса очень низкая по сравнению с теми странами, с которыми мы все время пытаемся себя сравнивать

 

 ПОДДЕРЖКА СВЕРХУ

Тюмень: Сегодня принято говорить о сложных отношениях бизнеса и власти. Не будем отставать от светских традиций.

Эдуард Омаров: Очевидно, что не все в королевстве датском в порядке. Да, определенная зарегулированность в стране есть, доля присутствия государства в экономике даже чрезмерная – это говорят и экономисты. И не только наши, но и зарубежные. Доля малого и среднего бизнеса очень низкая по сравнению с теми странами, с которыми мы все время пытаемся себя сравнивать. Только мы постоянно себя с ними сопоставляем по обязательствам, а права не оговариваем.

Страна большая, субъектов много, ситуация у всех разная. Имея возможность работать в общественной организации, общаемся с руководителями бизнес-сообществ по всей стране. Поверьте, Тюменская область в вопросе качества отношений бизнеса и власти стоит на верхних строчках рейтинга. Организация малого и среднего предпринимательства «Опора России» регулярно проводит исследования (так называемый индекс «Опоры»), и если в2011 году по условиям для ведения бизнеса Тюменская область была на 14-м месте, то в 2012-м регион поднялся на 7-ю строчку. В Тюменском регионе и климат другой, и бизнес, и люди. 

Один продвинутый правитель или губернатор не может изменить ситуацию  - народ, социум, бизнес-структуры должны соответствовать

Тюмень: Тогда что тормозит развитие предпринимательства?

Эдуард Омаров: Коррупция, несовершенство инфраструктуры. Но мы с этим продуктивно боремся. В этом отношении хочу сделать реверанс в сторону власти: у нас есть Совет по предпринимательству при губернаторе, и мы тесно работаем с ним. Часто видим, как Владимир Якушев в «ручном режиме» (даже термин такой есть в Тюменской области) решает вопросы в пользу предпринимательского дела, чтобы сохранить и развить бизнес-единицу. В других регионах это тоже присутствует, но в нашем значительнее, и многие нам завидуют. Но здесь надо сказать, что один продвинутый правитель, командующий или губернатор не может изменить ситуацию – народ, социум, бизнес-структуры должны соответствовать. Чиновник приходит и уходит, а ситуация формируется годами. Но потенциал, который сейчас есть в регионе, уже на годы вперед интересен инвесторам.

КРЕДИТНАЯ ИСТОРИЯ

Валерий Афонькин, управляющий Тюменским отделением Сбербанка России: В 2012 году прибыль Тюменского отделения Сбербанка составила 6,5 млрд, а чистый операционный доход  – 8,5 млрд. Поэтому, если говорить о банках – бизнес динамично развивается, точек роста у нас достаточно много и работать над ними мы будем при любой рыночной ситуации. 

Алексей Янин: Сейчас бытует мнение о буме кредитования. Пузырь снова лопнет, как в 2009 году?

Арсений Белоглазов, начальник управления обслуживания и продаж Тюменского отделения  Сбербанка России: Рынок кредитования на самом деле еще далек от насыщения, в Тюменской области точно. Если вы обратитесь к цифрам, которые значились в Азии и некоторых странах Европы, где пузырь действительно был, и сравните с нашей статистикой — станет очевидно, что переживать сейчас просто не о чем.

Валерий Афонькин: При этом в Тюмени начала работать скоринговая система (методика оценки кредитоспособности заемщика). Если раньше выдача кредита зависела, например, от меня, то сейчас человек приходит к операционисту  – непосредственному продавцу товара. Есть компьютер, фотография, данные, которые «улетают» в Москву, и на следующий день приходит решение, при этом учитываются только факты – ничего личного. Теперь нет этой возможности – позвонить одному человеку, который решит все твои проблемы.

Алексей Янин: Вы пользуетесь средними отраслевыми данными или по конкретному заемщику, а вдруг он принесет вам фальсифицированную справку о доходах?

Валерий Афонькин: Он не может принести ее в Тюмени. Раньше была эта проблема, сейчас учитываются отчисления.

Михаил Бондарь: То есть у вас связь с налоговой службой?

Валерий Афонькин: Да, с Пенсионным фондом. Поэтому для банковского сектора прогноз оптимистичный. Разница между приходом и расходом всегда будет оставаться. Еще говорят, что на экономике области отрицательно скажется отсутствие НДПИ, а я думаю, что наоборот. Чиновников станет меньше, мы начнем работать активнее. Приведу пример: эффективность бизнеса Тюменского отделения четыре года назад была минусовой, сейчас результативность на одного человека составляет 3,5 млн рублей. Все это благодаря не тому, что мы теперь быстрее бегаем, а тому, что появились скоринги, программные продукты, а маржа (разница между процентными ставками. – Прим. ред.) как была четыре года назад 2,5%, так и осталась 2,5–3%.

Еще четыре года назад количество работающих в отделении было 2 тысячи человек при отрицательной прибыли. Сейчас при прибыли 6,5 млрд сотрудников в отделении по Тюменской области 10 тысяч. 

Валерий Афонькин: — Есть компьютер, фотография, данные, которые «улетают» в Москву, и на следующий день приходит решение, при этом учитываются только факты – ничего личного
Валерий Афонькин: — Есть компьютер, фотография, данные, которые «улетают» в Москву, и на следующий день приходит решение, при этом учитываются только факты – ничего личного

 ПРАВИТЕЛЬСТВЕННАЯ ЛИНИЯ

Тюмень: Сейчас все обсуждают новость о получении Жераром Депардье российского гражданства, ему даже предложили работу в Тюменском драматическом театре с прилагающейся квартирой в центре. Наша налоговая система настолько хороша?

Никита Масюк, генеральный директор ООО «Западно-Сибирский центр налогового консультирования», член Палаты налоговых консультантов России, вице-президент ТРО «Вольное экономическое общество России»: Кстати о Депардье, который «депардьировался»: для него это нелогичное решение – получать именно наше гражданство, если его цель – избежать налога на роскошь. Российское правительство не один год ведет «охоту на ведьм» – за самыми богатыми, зажиточными, в попытках их «раскулачить». Видимо, Депардье планирует все же в ближайшие год-полтора уехать в новое государство.

Эдуард Омаров: Его не выпустят, пока в Мордовии бюджет не пополнит. (Общий смех.)

Никита Масюк: Говорить о каких-то трендах в налогообложении сложно, потому что его механизмы регулируют всю экономику в принципе.

Налоги станут подстраиваться под государственные задачи. То есть если мы сегодня говорим о запуске «Тобольск-Полимера», то, я так думаю, Правительство Тюменской области составит некие налоговые преференции, хоть они у нас первой частью Налогового кодекса и не предусмотрены. Не может быть никаких личных налоговых льгот только для конкретного налогоплательщика.

Еще говорят, что на экономике области отрицательно скажется отсутсвие НДПИ, а я думаю, что наоборот. Чиновников станет меньше, мы начнем работать активнее  

Тюмень: Получается, поправки к закону могут появиться?

Никита Масюк: В части продвижения первой части Налогового кодекса был яркий пример, который я всегда привожу своим студентам, – это завод «Очаково». Его построили, и в законе Тюменской области по налогу на имущество появилась льгота, освобождающая любые заводы определенной мощности, производящие слабоалкогольную продукцию, от налога на имущество организаций. Ясно, что у нас был только один такой завод. И в этой поправке нет ничего плохого, потому что «Очаково» мог выбрать любой другой регион, и НДФЛ, который оседает у нас в местном бюджете, мог осесть в местном бюджете, например, города Омска или Кургана. Поэтому налоги так будут стимулировать нашу экономику, как это станет необходимо правительству. И продвигать те сферы деятельности, которые нам нужны.

Тюмень: Говоря о налогах, нельзя в очередной раз не вспомнить об НДПИ. Наверное, это одна из самых горячих тем сегодня.

Алексей Янин: Да, 2013 год – последний, когда регион получит эти деньги. Также постепенно теряем наше преимущество по уровню заработной платы. Вот передо мной таблица: если в 2010 году средняя зарплата на юге области превосходила среднероссийскую на 18%, то по данным за ноябрь 2012 года – только на 1,6%. А доходы населения – это важнейший фактор развития торговли, жилищного строительства, общественного питания и других сфер экономики. Эти достаточно тревожные моменты отразятся негативно на тенденциях развития региона. Хотя в последние три года ситуация была благополучная, и юг Тюменской области выгодно выделялся по показателям развития, динамике промышленного производства. Население у нас довольно, что живет в лучшем городе Земли. Такова ситуация, она не плохая, но существуют неблагоприятные тенденции. 

текст Татьяна Паласова

фото Владимир Семёнов

we-enter