we-enter
10:12 / 26 Декабрь 2012

Давайте строить города для людей, а не машин

Давайте строить города для людей, а не машин

До каких размеров могут вырасти города? Аристотель считал, что 10 000 жителей будет недостаточно для жизнеспособного города, а 20 000 — слишком много. С другой стороны, Джефф Кенворти (Jeff Kenworthy), известный австралийский ученый-эколог, который вместе со своим коллегой Питером Ньюманом (Peter Newman) провел исследование о городах и их устойчивом развитии, сказал мне однажды, что он и Питер были очень удивлены и немного озадачены полученными результатами исследований. Выводы показали, что самый эффективный размер города был намного больше их представлений, и им еще предстояло выяснить, насколько. Мы еще не жили в таких огромных городах.

we-enter

С этими выводами, конечно, не согласился бы ни один человек, которых хоть раз поднимал взгляд вверх и видел клубы загрязненного воздуха, исходящих от города, распространяющихся и соединяющихся по всему миру в одно бесшовное серо-желто-коричневое покрывало. Мы строим города с огромным аппетитом, настолько зависимых от источников энергии, что мы вынуждены рисковать экологией города, только чтобы утолить этот голод, что приводит к экологическим катастрофам, таким как взрыв британской нефтяной башни в мексиканском заливе в 2010 году. Поэтому идея строить города еще больших размеров кажется глупой, возможно, даже опасной. Все это также говорит о том, что наши представления об эффективном уровне производства, занятости и экономике находится в дисбалансе с экологическим равновесием города. Понимание городов как важной части экологической системы поможет нам найти выход.

Каким бы ни был оптимальный размер города 21-го века, он должен сочетаться со  многими факторами. Экологи считают организмы взаимосвязанными частями живых систем. Нам следует рассматривать элементы городской экосистемы таким же образом. Это объясняет несоответствие аргументов Аристотеля и Кенворти. Экосистема города сегодня более сложна, чем во времена древней Греции.

Будучи еще подростком, на моей первой работе я должен был выкапывать и зарисовывать артефакты коренных народов США, история которых насчитывала тысячи лет, для археологической лаборатории музея штата Нью-Мексико. «Список культурных артефактов», как мы его называли, включал в себя лишь луки и стрелы, землянки,  приплюснутые ступы и пестики для растирания кукурузы, которые называются манос и метатес, несколько предметов одежды, керамики, священных предметов.

Для сравнения, список артефактов любого промышленного город сегодня настолько огромен, что понадобились бы сотни томов, чтобы записать их все: от сотовых телефонов и айподов до бытовой техники и приборов даже в скромно оборудованной кухне, до мебели, компьютеров, автомобилей, магазинов, бензоправок, тяжелой техники и так далее, вы поняли идею. Нам необходимы города, чтобы расселить, предоставить работу и другие помещения для миллиарда людей, чтобы они могли производить, распределять, продавать и потреблять все товары из списка артефактов. Любая другая форма организации группы людей, просто-напросто, будет неэффективной. Рассредоточив людей между отдаленных деревень, мы бы не смогли бы организовать работу или обеспечить себя необходимыми ресурсами и инструментами для удовлетворения наших желаний и потребностей.

Город сегодня — это перегруженный центр, окруженный плохо спланированными городскими и пригородными застройками, постоянно растущими и зависимыми от транспортной системы.

(Тут нужно отметить, что город стал настоящим двигателем экономического роста. Он сочетает в себе инструменты и человеческие ресурсы, расположенные рядом, обеспечивая эффективность производства и распределяя полученную энергию или материалы в уже имеющейся вокруг среде. Помимо Джейн Джейкобс, немногие подчеркивают этот факт).

Может ли быть, что размер города со всеми товарами, которые он производит, непропорционально велик? Ответ прост — нет. Большой размер необходим для такого огромного списка артефактов. Тут стоит отметить очень важный момент: размеры и города, и всех производимым им товаров являются катастрофическими для нашей планеты. Список артефактов современного города настолько огромен, что назвать его рациональным или разумным невозможно. В этом списке все: от самого необходимого и практичного до абсолютно ненужного или даже опасного. Таким образом, нам нужно решить, чем можно поступиться из этого бесконечного списка артефактов. Возможно, первое, что мы вычеркнем, будут автомобили и сопровождающая их массивная система трасс и парковок, настолько сильно загрязняющих воздух.

Также важно понимать, что сокращение списка приведет к сокращению населения городов. Но уменьшения размера существующих городов будет недостаточно, нам необходимо пересмотреть городскую структуру. Город сегодня — это перегруженный центр, окруженный плохо спланированными городскими и пригородными застройками, постоянно растущими и зависимыми от транспортной системы. Такое планирование является экологически неустойчивым и не способствующим комфортному пребыванию в ней человека. Нам необходимо разбить эту неоформленную структуру на города, микрорайоны и деревни. Таким образом, мы сможем освободить большое количество земли под парки, сельское хозяйство и природу. Можно обеспечить легкий доступ к такой новой структуре, не прибегая к длительным, неэкологичным поездкам в автомобиле.

Уменьшающиеся города

Добро пожаловать в здоровые уменьшающие города. Америка находится на волне разрастания городов, которые начали поглощать сельскую местность ещё после второй мировой войны. Это движение было спонсировано американским правительством посредством предоставления ссуд на жилье, строительством массивных шоссе и низкими ценами на топливо. В последующие десятилетия, города расползались по окрестностям, как, например, города в Калифорнии, расположенные по предгорью Сиерры.

В наши дни картина меняется. Молодое поколение перебирается поближе к центру. Результатом этой перемены стало уплотнение географического рисунка. В Соединенных Штатах этот процесс начался, когда автомагнаты, чей продукт превратил города в жадных, перезагруженных автотрассами гигантов, променяли своих рабочих на дешевую рабочую силу в лице приезжих из дальних стран. Это положило началу Ржавеющего Пояса. Этот процесс возник после недавнего экономического кризиса и до сих пор набирает силу. И так как цены на нефть неизбежно будут расти, этот тренд будет только усиливаться.

Мы все знакомы с Детройтом, Янгтауном, Флинтом и другими городами, которые пережили такое «сжатие». В то же время у нас также есть города в жарких регионах, где нет постоянного доступа к источникам воды, например, Лас Вегас, Феникс, и другие города в калифорнийской долине, где, наоборот, ярко выражено расползание. Во многих случаях, цены, население и даже знания сокращаются одновременно. Снесите пару таких городов-призраков, и вы увидите засохшие сорняки в раскачивающихся дверях, высокую траву, заполоняющую дворы и дороги, и паутину, заполонявшую темные углы.

Люди в этих городах воспринимают резкие перемены с уменьшением или увеличением размеров города как трагедию, которую необходимо предотвратить. Но я считаю, что явление уменьшающихся городов предоставляет нам возможность не только восстановить сельское хозяйство и естественную среду, которые никак не должны были стать асфальтом, но также построить правильные здания в правильном месте. Это наш шанс применить знания о градостроении, собранные за последние 60 лет. Я слышал выступление замечательного городского планировщика Паоло Солери в 1965 году, где он говорил о пользе компактного города, предназначенного для пешеходов, людей, о вреде разрастающихся безличных пригородах, построенных для автомобилей. Я принял его идеи всерьёз.

Пригород с его неэффективной, разбросанной системой труб, проводов и дорожных покрытий, растянувшихся до самого горизонта, снабжается дешёвой искусственно созданной энергией. Территориально пригород намного превышает любой компактный город построенный из квартир и многофункциональных зданий и окрестностей с таким же количеством жителей. В компактно спроектированных городах жители могут ходить пешком или кататься на велосипеде по большей части города. По понятию Солери, компактный город больше напоминает города в Европе, чем пригород, расползающйеся тонким слоем по территории Соединенных Штатов. Автомобили, единственное средство передвижения в пригородах, могут быть заменены изящной системой городского транспорта в компактном городе.

Если бы мы смогли воплотить идею компактных городов, весь город работал бы на одной десятой возобновляемой энергии и занимал одну пятую территории пригорода с таким же населением. Это бы также позволило дать людям быстрый доступ к природе и сельскому хозяйству. Нужно только выйти из дому и ты бы смог выехать на природу на велосипеде за каких-то пару минут.

Слова Солери впечатляют меня по сей день. Я по-прежнему убежден, что рестораны, магазины, тротуары с фантастическим видом и крыши-сады можно было бы соединить мостами, построенными между зданиями всего на пару этажей выше улиц. Это было бы легко осуществимо, ни будь так сильна идея строительства расползающихся пригородов с авторазвязками стоимостью в сотни миллионов долларов, зданиями для парковки и автострад для автомобилей. Вывод очевиден: нам нужны города меньшей площади и мы сможем добиться этого, только когда мы перейдем от двухмерного дизайна во главе с автомобилями к трехмерному, построенного вокруг человека. Новый город должен расти в высоту, а не вширь.

Если бы мы смогли воплотить идею компактных городов, весь город работал бы на одной десятой возобновляемой энергии и занимал одну пятую территории пригорода с таким же населением.

Различия между двумя концепциями о том, что должен представлять из себя город — город, в центре которого автомобиль, или город «вокруг человека» — являются весьма существенными. Автомобиль в тридцать раз тяжелее человеческого тела, движется в десять раз быстрее и занимает в среднем 60 раз больше объема в неподвижном состоянии и еще больше при движении. Слишком большой! Города строятся вокруг автомобиля и его потребности в движении, топливе и парковки. Мы должны понимать, насколько это катастрофически нездоровая концепция. Последствия наших решений заметны повсюду: изменения климата, распадающаяся биосфера и быстрое истощение натуральный ресурсов.

С другой стороны, город, построенный вокруг человека и его нужд, где много чистого воздуха, воды и здоровой пищи, хранит в себе огромный потенциал для улучшения жизни  своих граждан, а также здоровья планеты. Большинство экологов считают, что лучшее, что мы сможем сделать для города — это сделать его менее вредным. Правильно продуманные города смогут стать главными участниками в процессе формирования почвы и биологического разнообразия. Такие города могут быть полезны как для людей, так и для природы.

Понимание пропорциональности

Мы обсуждаем сейчас американские города. Но на самом деле, самые быстрорастущие мегаполисы находятся не здесь. Они строятся вокруг потребностей автомобиля, и поэтому являются катастрофой для нашей планеты. Китай делает ставку на авто индустрию и молниеносно строит дороги. Индия также культивирует автомобильную культуру. Бразилия вырубает леса и превращает природные земли, используемые прежде для выращивания еды, в землю для получения топлива. Правительство России недавно объявило, что имеет в планах покупку 2.5 миллионов акров земли для застройки частными домами (на одну семью), чтобы привить населению идею частной собственности. Сложив население всех четырех стран, мы получим 2.7 миллиарда человек. В девять раз больше, чем все население Соедененных Штатов. Растущая тенденция к строительству разрастающихся городов, зависимых от автотранспорта, в этих четырёх странах является одной из самых опасных перемен нашего времени.

Но у нас есть и другой выбор. Вместо того, чтобы повторять ошибки Запада, новые города и развивающиеся старые города могут расти по новому пути. По более устойчивой модели, которая не зависит от топливного двигателя. Вот как я вижу город будущего: городские центры станут более плотными. Они будут выполнять функцию как жилых центров, так и рабочих, а также бизнес-центров. В то же время, гектары заасфальтированных парковок, газонов, и торговые центры должны уступить место фермам и паркам. Центр города оживет за счет новых инвестиций, что в свою очередь улучшит жилищные и рабочие условия. Эти центры более не будут перегружены бесполезными развязками и шоссе. Больше не будет нужды в таком количестве закрытых автостоянок.

Основные районные центры превратятся в маленькие города, и их города в свою очередь превратятся в деревни и микрорайоны различных размеров, каждый со своей изюминкой. Здания станут выше, частные дома будут заменены квартирами, а машины уступят место велосипедам, пешеходным дорожкам, трамваям и лифтам. Приятные и красивые места, как на пример сады на крышах высоток, рестораны, многоэтажные солнечные теплицы и соединяющие здания мосты, будут основой пейзажа нового города, наряду возобновляемой энергией и сельским хозяйством. Это станет началом новой «зелёной» экономики.

Такие города стали бы незаменимы для дальнейшего улучшения экологического здоровья общества и того, что мы понимаем под словом «природа». Но не менее важно и то, что такие города станут сделать людей человечнее. Таким образом, мы способствуем улучшению экологического и психического здоровья людей и нашей собственной эволюции.

Какого размера могут быть города? Как только мы начнем их строить, тогда и узнаем ответ.

Автор: Ричард Реджистер

Перевод: Евгения Зуева и Ольга Коробейникова

Источник:urbanurban.ru

Фото:www.turismoeeuu.com

we-enter